Древний город-крепость Алатырь пережил множество войн и революцию, сохранив свой исторический облик. Сегодня это один из центров русской культуры в Поволжье, подаривший миру выдающихся людей.
GPS: 54.840526 , 46.591949
За свою историю Алатырь сменил несколько гербов под стать эпохам. Неизменными остались три золотых колчана в городской геральдике — символ храбрости горожан, утвержденный еще Екатериной Великой.
Екатерина II утвердила герб Алатыря 22 декабря 1789 года. Его составил герольдмейстер, действительный статский советник Александр Андреевич Волков. Высочайше утвержденный доклад Сената содержит геральдическое описание этого символа города: «В верхней части щита герб Симбирский. В нижней — три золотые колчана, наполненные стрелами, в красном поле, как знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели». Колчаны со стрелами выбрали как символ Алатыря, чтобы подчеркнуть значимость алатырских казаков в охране границ Российской империи. Этот герб ныне знаком многим алатырцам.
Герб XVIII в.
С 1857 года территориальные гербы получили обрамляющие элементы в так называемой вольной части. Герб же Алатыря увенчался серебряной городской короной с тремя зубцами, указывавшей на древность города и его происхождение как русского форпоста. По сторонам щита появились золотые колосья в знак развития земледелия и хлебной торговли в крае. В месте соединения колосья перевиты красной Александровской лентой. В таком виде герб просуществовал до 1917 года.
В 1978 году Алатырский городской совет народных депутатов решил разработать новый герб Алатыря. На объявленный конкурс прислали 47 эскизов-проектов. Первую премию никто не получил, а вторую присудили уроженцу Алатыря художнику Валерию Константиновичу Бобкову. Его доработанный проект был утвержден сессией горсовета в 1979 году. В основу легли форма и элементы старого герба: пурпурный цвет, три колчана со стрелами, сторожевая башня. В качестве новых элементов — флаг РСФСР, название города, дата «1552», которые нарушали геральдические требования.
Герб 1979г
Собрание депутатов 29 мая 2009 года отменило эскизный вариант предыдущего герба и утвердило новые символы города. Это те же три золотых колчана со стрелами на красном поле, муниципальная корона теперь уже с пятью зубцами и в вольной части — законодательно установленная символика герба Чувашской Республики. Тогда же эти герб и флаг внесли в Государственный геральдический регистр России. На флаге воспроизведена композиция герба города Алатыря с тремя колчанами в красном и желтом цветах.
Герб г. Алатыря
Флаг
Алатырское Присурье — место, которое издревле населяли племена и народы, принадлежавшие к различным археологическим культурам. Праславянская и древнемордовская культуры взаимодействовали и соединялись именно на этой территории. Самые ранние археологиечские находки региона относятся к эпохе мезолита и неолита. Племена балановской, срубной, ананьинской, городецкой и именьковской культур последовательно сменяли друг друга. В Средние века эта пограничная зона была полем противоборства Волжской Булгарии, затем Золотой Орды с Древнерусским государством.
Историки связывают основание города Алатыря с казанским походом Ивана IV 1552 года и его первым упоминанием в летописи в числе русских городов. В течение почти 150 лет Алатырь закреплял за государством завоеванные территории, был опорным пунктом для сторожевой и станичной службы. Алатырские воеводы с дворянами и детьми боярскими, казаками и стрельцами, татарскими и мордовскими князьями, мурзами отражали набеги крымских и ногайских татар. В труднопроходимом лесу от Сарова до Алатыря построили Алатырскую засечную черту.
Социальные и политические катаклизмы XVII века не обошли стороной Алатырь. Уже в 1605 году под Кромами полк из 300 алатырских служилых людей перешел на сторону самозванца Лжедмитрия I. Лишь в начале 1613 года Земский собор избрал на престол 16-летнего Михаила Романова. Признали его и в Алатыре, как и во всех городах нижней части бассейна Волги.
Лжедмитрий I
Полтора века Алатырем как уездным городом руководил приказ Казанского дворца. По территориальной реформе Петра I Алатырь вошел в Казанскую губернию в 1708 году, а через шесть лет — в выделенную из нее Нижегородскую губернию. В 1719 году Алатырь стал центром Алатырской провинции в той же губернии, но в 1775 году Екатерина II ликвидировала провинции. Алатырь официально стал уездным городом в составе воссозданной Симбирской губернии 17 января 1781 года. Незадолго до этого, 22 декабря 1780 года, императрица утвердила герб Алатыря.
Портрет императрицы Екатерины II. Вторая пол. XVIII в.
Пожары 1731, 1741 и 1754 годов стали тяжелым испытанием для посадского населения. На месте сгоревших появлялись новые здания. Город утратил свое значение крепости. Два каменных соборных храма украсили территорию сгоревшего деревянного кремля. В 1748 году в Троицком мужском монастыре начали строить каменный храм в честь Живоначальной Троицы, из кирпича возводили все церкви Киево-Николаевского девичьего монастыря, в 1755 году освятили самую большую каменную церковь Рождества Христова. Каменные храмы уже тогда стали доминантой архитектурного облика, они украшают город и сегодня.
Свято-Троицкий мужской монастырь. 1910 г. Автор фото - Н.Н. Валухин
В том же веке в городе открылись первые учебные заведения. В 1721 году начали учить детей в цифирной школе, в 1739–1740 годах в городе действовала школа для «церковнических» детей, в 1778 году открылось духовное училище, в 1787 году — малое народное училище, при котором появилась первая библиотека в городе.
Императрица Екатерина II посетила Алатырь 9 июня 1767 года, а уже 23–25 июля 1774 года в городе останавливался Емельян Пугачев. В конце 1812 года отсюда в заграничный поход в составе Симбирского ополчения ушел полк под командованием князя Оболенского. Участник войны и уроженец Алатыря генерал Петр Андреевич Кикин — один из выступивших с инициативой возвести в Москве храм Христа Спасителя в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
Портрет Петра Андреевича Кикина. Не позднее 1825 г. Джордж Доу и мастерская.
После отмены крепостного права Алатырь интенсивно развивался как промышленный город. В конце XIX века здесь действовало 24 предприятия, на алатырской пристани на реке Суре строили баржи. В 1893 году через город провели Московско-Казанскую железную дорогу, проходившую тогда через Рязань, а с ней появились депо и железнодорожные мастерские. Город активно участвовал в торговле и вывозе пиломатериалов. Росло городское население: если в 1861 году в Алатыре проживало 9246 человек, то уже в 1915 году — 25 144 человека.
Менялась культурная жизнь и уклад горожан. В городе действовали мужская и женская гимназии, реальное училище. Инспектор народных училищ Симбирской губернии Илья Николаевич Ульянов сделал многое для развития просвещения в Алатыре. В городе заработала телефонная станция, по Суре ходили пароходы, возводились каменные здания, в 1910 году появился летний театр, а спустя год — и первый кинотеатр «Патэ».
Кинотеатр «Арс». 1934–1936 гг
В Алатырском уезде родились выдающиеся русские ученые: физиолог Иван Михайлович Сеченов, кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов, офтальмолог Владимир Петрович Филатов. В детские годы они жили в Алатыре и потом не раз приезжали сюда уже будучи известными учеными. Здесь делал первые творческие шаги знаменитый скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов).
Художник Степан Дмитриевич Эрьзя
Октябрьская революция перевернула размеренную жизнь алатырцев. В 1918 году город стал прифронтовым, в нем сформировали Алатырскую группу войск Красной армии. После Гражданской войны в городе запустили пять лесозаводов, табачную фабрику, фанерный и шпалопропиточный заводы, паровозоремонтный завод имени Рудзутака. Построили баяно-гармонную фабрику, мясокомбинат, трикотажную мастерскую, электростанцию и другие предприятия. Алатырь стал частью Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики 20 июля 1925 года, перейдя из Ульяновской губернии вместе с тремя волостями уезда.
Вид на Алатырь с насыпи железной дороги. 1900–1917 гг. Автор фото - Н.Н. Валухин
Тяжелым испытанием для всех советских людей стала Великая Отечественная война. Из Алатыря и Алатырского района было мобилизовано более 30 тысяч человек, из них треть не вернулась домой. Алатырцы мужественно сражались на всех фронтах, 14 человек стали Героями Советского Союза. С первых дней войны жители города обеспечивали фронт вооружением, продовольствием и обмундированием. Здесь разместились эвакуированные предприятия, эвакогоспитали, формировались воинские части.
Погрузка раненых в военно-санитарный поезд. 1942 г.
Октябрьская революция перевернула размеренную жизнь алатырцев. В 1918 году город стал прифронтовым, в нем сформировали Алатырскую группу войск Красной армии. После Гражданской войны в городе запустили пять лесозаводов, табачную фабрику, фанерный и шпалопропиточный заводы, паровозоремонтный завод имени Рудзутака. Построили баяно-гармонную фабрику, мясокомбинат, трикотажную мастерскую, электростанцию и другие предприятия. Алатырь стал частью Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики 20 июля 1925 года, перейдя из Ульяновской губернии вместе с тремя волостями уезда.
Вид на Алатырь с насыпи железной дороги. 1900–1917 гг. Автор фото - Н.Н. Валухин
Тяжелым испытанием для всех советских людей стала Великая Отечественная война. Из Алатыря и Алатырского района было мобилизовано более 30 тысяч человек, из них треть не вернулась домой. Алатырцы мужественно сражались на всех фронтах, 14 человек стали Героями Советского Союза. С первых дней войны жители города обеспечивали фронт вооружением, продовольствием и обмундированием. Здесь разместились эвакуированные предприятия, эвакогоспитали, формировались воинские части.
Погрузка раненых в военно-санитарный поезд. 1942 г.
В 1950−60-е годы сложилась современная промышленная структура города, где ведущей отраслью было машиностроение. Оно было представлено предприятиями «Электроприбор» и «Электроавтомат», механическим заводом — бывшим паровозоремонтным, заводом низкотемпературных холодильников. Однако в 1990-е годы объемы заказов снизились и предприятия пришли в упадок. Действовали сыродельный комбинат, хлебозавод, бумажная фабрика и некоторые другие производства.
В 1989 году в Алатыре проживало 46,5 тысячи человек. С 1991 года численность населения города убывает. В начале 2022 года здесь жили 32,3 тысячи человек. Юноши и девушки уезжают из города, снизилась рождаемость, а треть населения — это люди пожилого возраста. Закрылся ряд предприятий, культурных и образовательных учреждений. Тем не менее Алатырь развивается как один из центров российской культуры и Русской православной церкви в Поволжье, место духовного очищения и притяжения многочисленных паломников со всех регионов многонациональной России.
Вид на Алатырь. 2013 г.
Уже на второй день после вероломного нападения фашистской Германии в Советском Союзе началась мобилизация мужчин от 18 до 50 лет для отправки на фронт. Более 30 тысяч алатырцев мужественно сражались с захватчиками. Свыше 13 тысяч из них не вернулись домой. Звания Героя Советского Союза удостоены 14 человек, тысячи награждены орденами и медалями.
Осенью 1941 года жители Алатырского района начали строить Сурский оборонительный рубеж. Народное хозяйство перестроилось на военный лад. За годы войны с паровозоремонтного завода на фронт ушли 538 человек. К станкам встали женщины, подростки, дети. В 1941 году на заводе работали 180 женщин, к 1 мая 1945 года их число увеличилось до 491. Железнодорожные перевозки в годы войны были особенно значимыми, и Алатырский ПРЗ превратился в крупную ремонтную базу паровозов и вагонов.
Сурские оборонительные рубежи
В Алатырь были эвакуированы промышленные и транспортные предприятия: Ленинградская мебельная, Черкасская махорочная, Полтавская обувная фабрики, оборудование Мичуринского паровозоремонтного завода и Волховского лесозавода. Из-за эвакуации численность рабочих за 1941 год увеличилась на 1145 человек, а к 1 января следующего года в Алатыре жили уже 42 тысячи человек. В условиях военного времени трудился и речной транспорт, перевозивший вооружение, обмундирование и продовольствие. В Сурском пароходстве женщины работали инженерами, матросами и грузчиками. Летом 1942 года в район Сталинграда с Суры ушел отряд деревянных минных тральщиков и несколько самоходных судов.
Алатырь в годы войны превратился в один из центров подготовки и переподготовки воинских частей. В Алатырском аэроклубе готовили летчиков. В центре города находился комплекс переподготовки — 46-й запасной авиаполк, на базе которого сформировали 50 авиаполков — 12 воздушных дивизий. В полку обучался будущий Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев.
В Алатыре располагались Чебоксарские курсы усовершенствования политсостава Красной армии, фактически одно из военно-политических училищ, и 57-й офицерский полк, в котором проходили переподготовку командиры взводов и рот. В городе находился штаб формировавшейся 26-й резервной армии. В редакции ее армейской газеты «Отвага» служил будущий скульптор с мировым именем — Евгений Вучетич. В декабре 1941 года 26-я армия была переброшена под Москву, а затем, переименованная во 2-ю ударную, — на Волховский фронт для прорыва блокады Ленинграда.
М.П. Девятаев
В Алатыре и Чуварлеях разместили четыре госпиталя. Алатырцы вносили личные сбережения, собирали средства, чтобы построить самолеты и танковые колонны. Коллектив ПРЗ собрал 170 900 рублей. Молодежь и учащиеся внесли 200 тысяч рублей на строительство авиаэскадрильи «Комсомол Чувашии», жители города Зайкины внесли 50 тысяч рублей на строительство самолета для сына Евгения. Горожане собирали подарки и продукты бойцам, теплые вещи. Студенты лесотехникума работали на лесосплаве, девушки собирали грибы и ягоды, учащиеся школы № 10 в госпитале чинили белье, штопали носки.
Лейтенант Зайкин у самолета подаренного родителями
Алатырцы помнят о фронтовиках и людях, работавших в тылу. В 1967 году на городском кладбище на улице Тельмана открыли монумент на могилах воинов, умерших в 1941–1945 годах от ран. В 1971 году в центре города на площади Октябрьской Революции создали памятник погибшим воинам-алатырцам по проекту скульптора Вадима Борисовича Шелова и архитектора Былинского. В 1995 году к памятнику пристроили полусферическую стену с колоколом и со списками имен погибших алатырцев, автором которой стал Евгений Федорович Минеев.
Источник: © Фотографии Чебоксар и Чувашии
Источник: © Национальный цифровой архив Республики Польша
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Команда Кочующие – сайт, посвященный туризму и путешествиям
Источник: © Каталог исторических и современных гербов
Источник: © г. Алатырь Чувашской республики – официальный сайт
Источник: © Чебоксары.Беzформата
Источник: © г. Алатырь Чувашской республики – официальный сайт
Источник: © ppt Онлайн – смотреть презентации формата ppt онлайн
Источник: © «Полезные заметки» интернет–журнал удивительных, познавательных и смешных историй
Старинный Троицкий монастырь впервые упоминается в летописях XVI века. Монастырь не только колонизировал земли края, но и распространял христианство. После революции он был взорван, сейчас его восстанавливают.
История Киевско-Николаевского девичьего монастыря начинается в середине XVII века. В 1639–1640 годы возвели Никольскую и Покровскую церкви. Монастырь вернули церкви в 1993 году
Свято-Духова пустынь стала центром крещения мордовских деревень. Вскоре она оказалась под угрозой закрытия, но жители отстояли обитель. В советское время ее разрушили, но сегодня скит восстанавливается
Церкви Иоанна Предтечи и Рождества Пресвятой Богородицы построены в XVI веке в Рубленом городе — это бывшая Алатырская крепость. Крепость сгорела, но церкви целы по сей день.
Казанская церковь построена в XVII веке, несколько раз она сгорала и ее вновь отстраивали. После революции ее переделали под склады и мастерские, а в 2001 году церковь снова сгорела. Сейчас ее восстанавливают
Знаменская церковь — архитектурный шедевр Алатыря, дошедший до наших дней. Храм представляет собой двухъярусный четверик, который поддерживает восьмерик с главкой на барабане. Фасады в классическом декоре.
Каменное двухэтажное здание администрации построили в середине XIX века в стиле русского классического зодчества. В нем также находились гимназия, дворянская опека и землеустроительная комиссия.
Краеведческий музей Алатыря находится в здании бывшего училища, которое возвели после большого пожара в 1906 году. Построенное в 1909 году здание училища в стиле модерн могло вместить 200 учеников.
После войны в Алатыре открыли памятник двум героям СССР — пилоту Михаилу Боронину и командиру противотанкового орудия Валентину Ветвинскому. Оба героически погибли при исполнении воинского долга.
Алексей Николаевич Крылов занимался теорией корабля, научными проблемами механики и математики. В начале XX века возглавлял кораблестроение в России. В 2002 году в Алатыре воздвигли памятник в его честь.
Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов) — знаменитый скульптор, занимался иконописью, расписывал церкви в Алатыре, придумал оригинальную технику работы с деревом. В Алатыре ему установили памятник.
Открытая в конце XIX века железная дорога в Алатыре быстро обросла новой инфраструктурой и развивала экономику и культуру города. Здесь в прошлом веке выступали главные революционеры.
Алатырское духовное училище действовало с конца XVIII века в качестве духовной школы, где обучались грамоте дети из христианских семей. Здание неоднократно уничтожалось пожарами и перестраивалось.
Здание первого алатырского кинотеатра «АРС» построено в стиле модерн в начале XX века. Кино шло в музыкальном сопровождении пианиста и двух скрипачей в антрактах. Сейчас в здании расположился магазин.
Первая железная дорога в Чувашии была проложена в 1891 году, а вот строительство путей до Чебоксар началось только в 1937-ом. В 1940 году в городе был открыт вокзал, а дорога официально ввели в эксплуатацию.
Пятиглавый каменный собор в стиле «нарышкинского барокко» был построен в 1651 году. В нем хранится икона Владимирской Божией Матери, переданная городу первым архиепископом Казанской и Свияжской епархии Гурием.
Монастырь создан в 1556 году. В XVIII веке его территорию начали застраивать в камне. В 1924 году монастырь был закрыт, часть зданий разрушили, однако в 1946 году комплекс признали памятником архитектуры.
Официальной датой завершения строительства храма считается 1758 год. В комплекс храма также входит двор причта — одно из старейших гражданских зданий города, возведенное в середине XVIII века.
Церковь, существующая с 1720 года при мужском монастыре, после его упразднения вошла в комплекс женской общины. В 1930-м и община, и церковь были закрыты. В 1991 году женская обитель была возрождена.
Эта церковь 1763 года была «воротами города» и поражала приезжих своими масштабами и красотой. Однако в 1977 году ее облик значительно изменился: первый этаж засыпали песком, и он оказался полностью под землей.
До революции в церкви хранилась Тихвинская икона Божией Матери, впоследствии утерянная. Сейчас главная ее святыня — образ «Прибавление ума», а сам храм приписан к Чебоксарскому епархиальному училищу.
Дом построен в 1884 в стиле эклектики. Он разнообразно декорирован, внутри сохранились металлическая лестница и расписная лепнина потолков и фризов. В 1981-м здание передали Чувашскому национальному музею.
Облик здания за время его существования значительно изменился: фасад лишился всех барочных украшений и мезонина. С 1940-го по настоящее время в нем располагается Чебоксарское художественное училище.
Первоначальный проект здания пришлось упрощать в силу нехватки средств. С 1940 года в Доме Правительства работали все руководящие органы республики, но с 2011 года его закрыли из-за планируемой реставрации.
Здание, сочетающее в себе элементы поздней эклектики и модерна, прошло через несколько реконструкций. В 1979 году в нем провели перепланировку и построили новое крыльцо. Позднее был перестроен и первый этаж.
Изначально аптека занимала деревянный частный дом. В 1870-м к нему добавилось одноэтажное кирпичное здание, к которому позднее было пристроено еще одно. В 1928-м их объединили и надстроили второй этаж.
Музей был открыт в 1921 году в здании Народного дома. Затем он неоднократно переезжал и с 1980 года располагается в бывшем особняке М. Е. Ефремова. В музее хранятся памятники природы и культуры региона.
Первое профессиональное театральное учреждение Чувашии появилось в 1918 году. Современное название театр получил в 1969 году. Сегодня в нем ставят пьесы классических и современных авторов, в том числе чувашских драматургов.
Библиотека в Чебоксарах существует с 1871 года. Современное название она обрела в 1994 году. На сегодня в фондах библиотеки собрано свыше двух миллионов изданий, из них более 60 тысяч — на чувашском языке.
ЧГУ открыт в 1967 году на базе филиала Московского энергетического университета и одного из факультетов Чувашского государственного педагогического института. Сегодня в нем работает 15 факультетов.
Чувашский государственный художественный музей вырос из галереи, открытой в 1939 году. В основном корпусе музея 1985 года постройки располагается постоянная экспозиция чувашского изобразительного искусства.
Скульптура была впервые представлена в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Затем ее перевезли в Чебоксары — на родину Чапаева. 23 июня 1960 года памятник установили в новом городском сквере.
Константин Иванов — чувашский народный поэт, наиболее известный как автор поэмы «Нарспи». Его бюст установлен в 1952 году. Автор скульптуры — И. Ф. Кудрявцев — работал над ней в мастерской В. И. Мухиной.
И. Я. Яковлев разработал систему обучения в начальной школе для коренных народов Среднего Поволжья и Приуралья, а также современную чувашскую письменность. 25 июня 1970 года ему был установлен памятник.
Памятник Ленину занимает центральное место в образе площади. Он открыт в 1960 году. Скульптура установлена на гранитном основании с трибунами, которые в советский период использовали во время митингов.
А. Г. Николаев — уроженец Чувашии, дважды летавший в космос. Памятный знак в его честь установлен еще при жизни героя. Основа скульптурной композиции — две гранитные стелы, символизирующие число полетов.
Памятник установлен в 2003 году по инициативе президента Чувашской Республики. Создание медной 16-метровой скульптуры на постаменте высотой 25 метров заняло сравнительно мало времени — всего лишь около года.
Железобетонная плотина разделяет залив на две части: верхнюю и нижнюю. Верхняя часть образована в 1980 году, а нижняя была завершена только в 2000-м. Общая площадь водной поверхности составляет 36,5 гектара.
Купец Николай Кашигин построил в Алатыре небольшой магазин, где продавал хозяйственно-строительные товары и бакалею, там же он построил и особняк. Вскоре при магазине открылся «ренсковый погреб» с продажей вин.
Дом с многовековой историей принадлежал купцу Якову Скоробогатову, производившему и продававшему обувь. Особняк строился в традициях каменных купеческих домов, после революции не раз менял значение.
Во второй половине XIX века удачливый купец Кирилл Попов, промышлявший продажей крепких напитков в Алатыре, возвел двухэтажный элегантный особняк. Во дворе он даже поставил свой водочный завод.
После пожара 1859 года в Алатыре купец Сергей Антонов решил не отстраивать заново деревянный дом и построил каменный. Это изящное двухэтажное здание дожило до наших времен.
Памятник Александру II в Алатыре поставили в честь отмены крепостного права на деньги благодарных бывших крестьян. Император простоял на своем месте лишь до революции — после его сменил В. И. Ленин.
Особняк 1911 года постройки — образец архитектуры в стиле модерн. Особо примечательны в нем окна, каждое из которых индивидуально. В 1972 году здание передали Чувашскому государственному художественному музею.
В 1767 году Екатерина II с кортежем посетила Алатырь. Монастырские делегации поднесли ей икону Апостолов Петра и Павла в серебряном окладе, императрица — поручи и пояс из шелковой материи с вензелями.
В 1601 году Борис Годунов сослал тещу своего политического соперника в Никольский девичий монастырь. Каких-либо известий о жизни Марии Шестовой там не сохранилось. Поиски ее захоронения ведутся и по сей день.
Муром — один из промышленных и торговых центров страны, город с многовековой историей. Первые каменные постройки появились в Муроме во времена Ивана Грозного.
Ломоносов, до 1948 года — Ораниенбаум, находится на Балтийском направлении Октябрьской железной дороги.
Алапаевск – старинный город Свердловской области, основанный в XVII веке. Город считается родиной первых Советов рабочих депутатов на Урале. Сегодня — это крупный промышленный центр в своём регионе.
Наиболее часто датой первого упоминания Вышнего Волочка называют 1437 год, когда предстоятель Русской церкви митрополит Исидор проследовал через него на Флорентийский собор.
Красноярск крупнейший культурный, образовательный, экономический и промышленный центр Восточной Сибири. Красноярск неофициально именуют столицей Сибири.
Город основан в 1635 году как крепость на Белгородской сторожевой черте. К середине XVII века за ним закрепилось название Козлов. В 1932 году он был переименован в Мичуринск в честь селекционера.