Фильм: «БАМ: преемственность поколений»
Фильм
«БАМ. Преемственность поколений»
4 287
км
10
тоннелей
4 242
искусственных сооружения
280
станций и разъездов
Байкало-Амурская магистраль — cамый масштабный транспортный проект прошлого столетия, который продолжается и по сей день
Стартовав 50 лет назад, он и сегодня остаётся ярким примером преемственности поколений: дело отцов и дедов теперь в руках молодых строителей БАМа, их детей и внуков. Полвека назад первопроходцы магистрали прокладывали рельсы в светлое будущее через вечную мерзлоту, покоряли непроходимую тайгу, строили дорогу к счастью, заселяя огромный, некогда безлюдный край. С не меньшим энтузиазмом, чем когда‑то их родители, нынешняя молодёжь развивает и укрепляет транспортную сеть и инфраструктуру Восточного полигона РЖД, которые сейчас особенно важны для всей России.
Общая протяжённость магистрали от Тайшета до Советской Гавани составила 4 287 километров. Строители осуществили 570 млн м³ земляных работ, возвели 4 242 искусственных сооружения, пробили 10 тоннелей и построили 280 станций и разъездов.
Но БАМ — это не только
железная дорога
Вдоль магистрали в диком таёжном краю выросли 63 населённых пункта, включая три крупных города — Северобайкальск, Февральск и Тынду. В каждом были построены технологичные вокзалы и хорошо оснащённые социальные учреждения — школы, детские сады, больницы, поликлиники, дома культуры и универмаги.
Но БАМ — это не только
освоение Сибири, новое жильё
и рабочие места
В пиковый период строительства магистрали только на прокладке путей было занято 130 000 человек, а всего к моменту окончания работ в 1984 году население региона БАМа составило 1 миллион человек. В строительстве участвовали представители 108 народов СССР из 15 республик и 22 автономий РСФСР. Их национальный колорит отразился в архитектуре городов и посёлков. На БАМе возникла уникальная многонациональная культура, а сама магистраль стала памятником дружбе народов и преемственности поколений. Музеи, памятники и мемориальные доски вдоль трассы рассказывают о подвиге строителей, сохраняя память о тех, кто своим трудом прокладывал путь в будущее.
130 000
человек прокладывали пути
в пиковый период
108
народов СССР
строили магистраль
1 000 000
человек
жили на БАМе в 1984 году
За внушительными цифрами выполненных планов и экономических показателей стоят реальные люди — энтузиасты и романтики, мечтавшие оставить след в истории и дойти до края света. Они прокладывали дороги сквозь непроходимые леса, наводили мосты через строптивые сибирские реки и насквозь пробивали горы. Героически преодолевали трудности походного быта и возводили города там, где раньше не было никого, кроме диких зверей. Сочиняли песни, устраивали музыкальные фестивали и спортивные соревнования. Влюблялись, создавали семьи и заводили детей, многие из которых продолжили дело отцов и матерей, развивая новый регион.
БАМ — это сотни тысяч судеб живых людей
Этот материал — о них
В наши дни дети и внуки тех, кто начинал строительство магистрали, продолжают дело своих предков. Теперь в их распоряжении новые технологии и современное оборудование, однако дух самоотверженности и целеустремлённость, которые всегда были присущи бамовцам, живут и в их сердцах.
Дорога
молодых
Как всё начиналось
23 апреля 1974 года XVII съезд ВЛКСМ объявил БАМ Всесоюзной комсомольской ударной стройкой. Уже через пять дней, 27 апреля с Ярославского вокзала Москвы торжественно отправился поезд № 14, везущий первых 600 юношей и девушек в неизведанный дикий край — туда, где им предстояло построить будущее.
Какое счастье, что я отправляюсь на БАМ! Теперь мы уже в поезде. Не верю своим глазам: нас провожает перрон, наводнённый шумной, ликующей толпой, расцвеченной букетами гвоздик, флагами и транспарантами. Это всеобщая радость, какую сложно вообразить! Наш поезд идёт от станции к станции, и всякий раз нас приветствуют люди. Уже больше полусотни сели зайцами, чтобы поучаствовать в стройке.
Пятьдесят лет спустя в память об этом событии на Ярославском вокзале ветераны БАМа передали участникам Всероссийского проекта «БАМ 2.0» трудовое знамя — символ преемственности поколений строителей великой магистрали.
Более 60 % строителей
были моложе 30 лет
150 000+
Заявлений
от энтузиастов
В 1975–1976 годах комсомольские организации страны получили от энтузиастов более 150 000 заявлений с просьбами отправить их на БАМ. Желающих оказалось даже больше, чем было необходимо.
На БАМ было сложно попасть, почти как в космонавты. Я неделю жил в гостинице «Северная», на месте которой сейчас автостанция в Тынде, потом неделю на газетках спал, потому что не мог устроится: то работа есть, жилья нет, то наоборот.
жизнь
на БАМе
Почему молодёжь
стремилась на БАМ
Когда в 1887 году в Министерстве путей сообщения Российской империи проектировали Транссибирскую магистраль, рассматривалась возможность проложить её к северу от Байкала. Однако обе изыскательские экспедиции, отправленные в те места, вернулись с неутешительными новостями: по их данным, в этой местности нельзя не только строить, но и попросту жить.
7
горных
хребтов
11
широких
рек
+30˚C
температура
летом
–50˚C
температура
зимой
На пути предполагаемой магистрали — 7 горных хребтов и 11 широких рек, вечная мерзлота и непроходимые леса. Летом воздух прогревается до +30 °С, и тайгу наводняют тучи комаров, а зимой температура падает до –50 °С, и земля покрывается трёхметровым слоем снега. Никаких очагов цивилизации — лишь редкие кочевые племена эвенков пасут своих оленей…
И всё же именно здесь спустя без малого сто лет возник БАМ. Что заставило стольких молодых людей покинуть родные места и отправиться на тяжёлые работы в такой неприветливый край?
За туманом и
за запахом тайги
Ехать в неизвестность было рискованно, мы знали, что там очень холодно, но всё же решились. У всех тогда было отличное настроение, чего‑то ждали необычного, по центральному каналу каждый день говорили о стройке века, о молодёжи, которая поехала строить БАМ. И тогда многие решились приехать в холодную тайгу именно благодаря колоссальной пропаганде в СМИ, и когда мы приехали, увидели всё своими глазами, то не были разочарованы ни капли.
построить будущее
своими руками
Сейчас в это трудно поверить, но многие поехали на БАМ просто по зову сердца, влекомые духом приключений. Их зажигала идея шагнуть в неизвестность и своими руками построить будущее. Подчинить строптивую природу и сделать дикий край пригодным для жизни людей. Оказаться там, куда ещё не ступала нога человека, чтобы испытать себя в экстремальных условиях.
Они чувствовали себя героями,
И они действительно
ими были
Приехали!
Трудности первых лет
строительства
по 20–40 человек
в одной палатке
Первый комсомольский десант высадился у реки Окукикты в Иркутской области в конце мая 1974 года. Первое бамовское поселение назвали Магистральным. Через месяц сюда на вертолётах начали прибывать отряды строителей. Им предстояло валить лес, делать насыпи, наводить мосты, укладывать рельсы. Поначалу жили по 20–40 человек в армейских палатках с печками-буржуйками.
Температура опустилась до –45 °С. Ночуем в вагончиках, согреваемых буржуйками, но к утру они остывают — волосы за время сна примерзают к стене, сверху на нас, спящих в одежде, вырастает горка снега, и все ждут, кто же самоотверженно встанет первым и затопит вновь. Не падаем духом!
ФИРМÁ
Но строители и не думали унывать: они воспринимали все неудобства как вызов, зная, что рано или поздно они закончатся. Впоследствии многие вспоминали те времена с ностальгией. Тем более что не всё было так плохо: бамовцев отлично снабжали дефицитом и невиданными импортными товарами. В специальных магазинах можно было купить не только свежие фрукты, колбасы и вина, но даже японские радиоприёмники, немецкую обувь, финскую одежду и прочую «фирму́».
В непригодном для проживания жилье были ковры (скорее, для тепла), а в шкафах — европейская одежда. Если к этому прибавить местные гастрономические чудеса — омуля, оленину, грибы и ягоды, то люди жили на БАМе, можно сказать, шикарно. В столовых — выпекаемый на дровах хрустящий хлеб и обязательно блюдца с чесноком — от всякой заразы.
Холод
не проблема
Холод вечной мерзлоты не сломил боевой настрой молодых энтузиастов. Они стояли в очереди за мороженым в сорокаградусный мороз и купались в горных источниках.
Один раз летели мы на вертолёте на место, где строили Байкальский тоннель. Спрашиваем по рации у строителей, чем они занимаются. Они отвечают: «Купаемся». Мы обалдели: зима, горы, сугробы по 5–6 метров, а они купаются! Оказалось, во время работы специалисты наткнулись на горячий источник и принимали душ в буквальном смысле.
Суровые условия жизни закалили и сплотили людей. Все понимали: выжить можно, только если рядом верные и надёжные товарищи. Поэтому на БАМе сформировалась удивительно дружеская атмосфера.
Кажется, только на БАМе заработанные на стройке деньги ребята складывают в одну тумбочку и честно берут из общего вороха ровно столько, сколько требуется на расходы. Только здесь можно услышать: «Спасибо, что скоротали со мной время в дороге» — когда тебя подвёз водитель грузовика.
Все тогда жили дружно. И самое главное — не было никакого криминала. Ребята, уходя на работу, оставляли палатки открытыми. И никто ничего не трогал. За всё время строительства у нас ни разу не было кражи!
Даже когда палаточно-вагонный быт ушёл в прошлое, в бамовских посёлках по‑прежнему не запирали двери квартир и ходили друг к другу в гости без приглашения.
Драма
с БАМа
Как на магистраль
пришла культура
Не так давно к нам в посёлок Тындинский прибыл отряд «Московский комсомолец» — москвичи, активные, бойкие ребята, и жизнь закипела: они открыли клуб, где ставят спектакли и устраивают концерты. Не перестаю удивляться, сколько талантов объединил вокруг себя БАМ!
Культурному досугу бамовцев уделялось не меньше внимания, чем материальному обеспечению. Даже в небольших посёлках работали библиотеки и клубы, где пять раз в неделю крутили кино. А ещё при них действовали многочисленные кружки самодеятельности — хоровые, музыкальные, танцевальные. Особую роль в культурной жизни БАМа играл театр.
первая сцена
Первый любительский театр на БАМе организовал в конце 1974 года 23-летний режиссёр Анатолий Байков из Костромской области. Его сценической площадкой стал клуб «Таёжник» в посёлке Звёздный.
30 октября 1974 года. Первый день в Звёздном… Не ожидал увидеть вместо клуба четыре дощатых стены и покатую крышу над ними. Но через несколько часов неприглядный вид клуба заслонился масштабами стройки…
восстановление
Через полторы недели клуб сгорел — от него осталась одна кинобудка. Но даже это не остановило молодого режиссёра. Более того, именно тогда он понял, что его работа здесь необходима. Он едва ли не с боем доставал стройматериалы и упрашивал рабочих помочь с восстановлением. И к новому 1975 году «Таёжник» был отстроен заново.
В ночь на 26 декабря ударил мороз: –53 °С. Только 30 декабря строители вышли на объект. Над посёлком висел густой туман. Чугун раскалывался от лёгкого постукивания молотком. Не могли работать ни отделочники, ни сантехники… Мы установили несколько печей-времянок и топили их трое суток. Не помогло… В ночь на 31 декабря 18 добровольцев стали оформлять клуб.
Все актёры были любителями. Днём они работали на объектах, а по вечерам учили роли и репетировали. Первой постановкой стала пьеса Алексея Арбузова «Город на заре» — о молодых строителях Комсомольска-на-Амуре. Но известность театру принёс спектакль по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия», приуроченный к 9 мая 1975 года. Постановка имела огромный успех и была сыграна 16 раз, а её название дало имя театральному коллективу.
В 1983 году режиссёр-энтузиаст организовал фестиваль «Театральная весна на БАМе». Позже он стал традиционным мероприятием, посвящённым памяти своего создателя. В том же году после тяжёлой болезни Байков умер. Сейчас его именем названы улицы в двух бамовских посёлках — Звёздном и Кичере.
Самодеятельным театром дело, конечно, не ограничивалось. На стройку регулярно приезжал с гастролями московский театр «Современник» и другие профессиональные труппы. И не только они.
дискотеки
в тайге
Как отдыхали
строители будущего
Танцы по выходным были любимым развлечением бамовской молодёжи. Благодаря уникальному снабжению в местных клубах была отличная фонотека, причём не только отечественной, но и зарубежной поп-музыки. Например, на фото с БАМа можно увидеть пластинки всемирно известной шведской группы ABBA.
Многие популярные артисты считали своим долгом выступить на БАМе. Здесь давали концерты Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Людмила Сенчина, ВИА «Самоцветы», «Пламя» и многие другие. А Иосиф Кобзон приезжал так часто, что в народе даже пошёл нелепый слух, будто известный певец ездит на стройку закупаться импортными дублёнками.
Дин Рид
Особенно впечатлил строителей приезд в 1979 году американского певца Дина Рида (1938–1986). Музыкант, композитор, актёр и общественный деятель выступал против войны США во Вьетнаме, за мир во всём мире и борьбу с бедностью. В Советском Союзе, а также в странах Латинской Америки и Восточной Европы он был намного более популярен, чем у себя на родине, при том что одно время занимал там в хит-парадах вторую строчку — сразу за королём рок-н-ролла Элвисом Пресли.
На Центральном телевидении СССР о гастролях Дина Рида по населённым пунктам комсомольской стройки вышел фильм-концерт. Кадры видеохроники запечатлели американца вместе со строителями магистрали во время укладки шпал, а свои хиты он исполнял под гитару, забравшись на крышу вагона. Дин Рид выступал и на фестивале гитарной песни «БАМ-79» в Тынде, где его именем теперь названа одна из улиц. Кроме того, на строительстве магистрали был снят пятиминутный клип «Этот поезд» (This train), ставший невероятно популярным у советских телезрителей.
Дин сводил с ума как женщин, так и мужчин… Он был отличным заводилой зала и иногда говорил на русском: «А теперь поют только женщины» или «Теперь поют только комсомольцы» и что‑то в таком духе. Людям это безумно нравилось! При этом он оставался простым парнем — без заоблачных запросов, свиты охранников, капризов… Это человек с очень большой душой, который полностью отдавался публике…
Гитары
свитера
костры
Рождение бамовской песни
8 000
гитар
продано на БАМе за два года
Были на стройке и свои музыкальные таланты. И немало: меньше чем за два года по всей линии строительства было продано 8 000 гитар! В те времена уметь играть на гитаре было хорошим тоном. Сами собой рождались песни — о красоте тайги, о трудовых подвигах, о ежедневных радостях и трудностях молодых строителей.
Бардовское движение на БАМе организовала юная Татьяна Денисова. Она приехала на стройку в 1974 году, в составе самого первого отряда «Московский комсомолец» — ей было всего 20 лет. Татьяна собирала вокруг себя творческую молодёжь — авторов-исполнителей, писателей и поэтов. Её образ встречается в их стихах и рассказах.
Когда опять чертовски Начну в тайге хандрить, Найду отряд московский, Вагончик «33». Скажу, что, словно рана, Изводит грусть в ночи. — Денисова Татьяна, Меня ты излечи. Любой из нас так мало Увидел, испытал: У нас ещё начало, Начало из начал. И первые досады, И робкие шаги, И первые десанты Уходят в глубь тайги. Ах, что это такое, Кудесники-врачи, Что сердце молодое Взволнованно стучит, Что солнце средь тумана Морозного встаёт, Когда в тайге Татьяна Денисова поёт.
В июле 1976 года Денисова с «Песней изыскателя» на стихи бамовской поэтессы Надежды Пузыревской стала лауреатом Грушинского фестиваля — самого массового события самодеятельной музыкальной культуры той поры. А в октябре того же года организовала первый фестиваль бардовской песни в Тынде — «Огни магистрали». На нём выступили 192 участника со всего БАМа, а также гости из Москвы и городов Дальнего Востока.
10
лет подряд
проходил фестиваль
192
участника
«Огней магистрали–1976»
всесоюзный
масштаб
Фестиваль проходил ежегодно 10 лет подряд и стал культурным событием всесоюзного масштаба. С каждым годом на него приезжало всё больше народу. Участники первых лет выступали в тындинском Доме культуры, затем площадку переместили на стадион, а когда и там стало тесно, — за город, на огромное поле у сопки, которую так и назвали — Фестивальной.
Невеста
на самосвале
Свадьба на БАМе — это навсегда
6 000
браков за 10 лет
Вчера мы расписались в присутствии членов городского Совета и дорогих сердцу бамовских друзей, а потом отправились в кафе «Лесная сказка» черпать половником шампанское из огромной хрустальной вазы и разыгрывать капустник, где мне пришлось пеленать куклу, а Саше — рубить дрова. Балагурили совершенно по‑детски, чтобы запомнить на всю жизнь. Саша нёс меня полсотни ступенек на руках вверх по отсыпке, когда мы взбирались на мост. Перегородили на железной дороге путь машинисту тепловоза, попросив оторвать от его пиджака несколько блестящих пуговиц на счастье — так делают в Прибалтике, если молодожёнам встречается трубочист. Пусть у нас будет своя примета. И своё безграничное счастье!‥ Вечером спустились к реке и до самого рассвета пели под гитару у костра родные бамовские песни.
Трогательные
истории
Татьяна работала каменщицей, а Александр электриком. Оба приехали на БАМ по комсомольским путёвкам. Впервые она увидела его в роли царя в любительском спектакле. Талантливый парень сразу понравился Татьяне, но вновь они встретились только на Новый год в клубе — и после того вечера уже не расставались. Татьяна и Александр поженились 30 июня 1979 года, на БАМе у них родились сын и дочь.
Это одна из множества трогательных историй знакомств на строительстве магистрали. За десять лет, с 1974 по 1984 год, здесь было заключено 6 000 браков.
Торжества проводили в клубах, рабочих столовых и общежитиях. Бамовские свадьбы отличались особым колоритом — невеста в белоснежном платье могла приехать на подножке огромного самосвала «Магирус-Дойтц» или даже на вездеходе. А на свадебных фотографиях нередко можно увидеть, как жених несёт невесту по шпалам.
Дети магистрали
Место жительства — вагончик
Бамовская инфраструктура была готова ко многому,
но никто не ожидал, что здесь появится так много
детей. В одном только 1976 году тындинский ЗАГС
выдал
1 446 свидетельств о рождении.
Жили мы в утеплённом вагончике. В моей детской медкарте так и написано: «Место жительства: вагончик около магазина».
1 446
свидетельств
о рождении в 1976 году
На магистрали был один из самых высоких уровней рождаемости в СССР. Первое время семьи уезжали с БАМа, когда у них рождались дети. Но по мере того, как развивались города и посёлки и люди обзаводились капитальным жильём, всё больше народу предпочитало оставаться.
Дети БАМа прекрасно разбирались в технике, знали названия строящихся объектов и следили за профессиональными достижениями родителей. Новое поколение бамовцев с детства перенимало от старших комсомольские идеалы: самоотверженное трудолюбие, верность товарищам и способность не унывать даже в самых сложных обстоятельствах.
Мы жили в Тынде, в посёлке МК-147, и, как все дети мехколонны, я вместе с друзьями больше времени проводил не на детской площадке, а на объектах. Бегали по промбазе мехколонны, в карьере искали кусочки неразорвавшейся взрывчатки. Как и любому мальчишке, мне нравилось кататься на самосвалах, смотреть на работу тяжёлой техники.
В остальном бамовское детство ничем не отличалось от быта других советских детей. Впрочем, была одна интересная особенность: здесь они почти не встречали пожилых.
Помню, когда к нам в гости приехала бабушка, это вызвало большой ажиотаж у моих друзей: они до этого не видели пожилых людей. На БАМ ехала молодёжь, в основном сразу после армии или института. Отец вспоминал, что с ним работал человек по прозвищу Старый. Ему было то ли 33, то ли 34 года.
золотое звено
Путь навстречу
длиной в десять лет
29 сентября 1984 года БАМ был закончен. В 16 часов 5 минут на разъезде Балбухта бригада Александра Бондаря с западного участка встретилась с бригадой восточного участка под руководством Ивана Варшавского. Вся страна ждала этого момента десять лет.
Сейчас нечасто вспоминают, что тогда всё пошло немного не по плану: из-за аварии в тоннеле строители восточного участка отстали от графика. Пришлось бригадиру западного участка Бондарю спасать ситуацию. Укладывая рельсы со скоростью 5 километров в день (это до сих пор мировой рекорд!), ребята проскочили предполагаемое место стыковки у станции Куанда и нечаянно достроили магистраль на два дня раньше намеченного.
Однако торжественные мероприятия были подготовлены в Куанде — туда уже съехались представители власти и журналисты. Пришлось разобрать уже построенный участок.
И вот 1 октября 1984 года в торжественной обстановке, под крики «Ура!» и вспышки фотокамер рабочие уложили последнее «золотое» звено железнодорожного пути. Заголовки всех советских газет пестрели триумфальной новостью: «БАМ достроен!»
Люди плакали от счастья. Народу собралось! Было очень холодно, снегу навалило. Многие ждали значимого момента в машинах. А те, кто приехал просто так, без палаток, всю ночь грелись возле костров!
Строители накрыли стол прямо на рельсах, пили шампанское из касок. А кто‑то из бригады Бондаря написал на листе картона: «Мы пришли к стыковке, Толя!» — в память об Анатолии Байкове, их товарище, монтёре пути и режиссёре знаменитого театра «Молодая гвардия». До окончания строительства он не дожил всего год.
На БАМе есть два памятника, посвящённые окончанию строительства, — неофициальный в Балбухте, который сделали сами строители, и монументальный в Куанде.
Не бывает дорог
в никуда
С укладкой «золотого» звена великая стройка не закончилась. В постоянную эксплуатацию дорогу сдали только через пять лет — в ноябре 1989 года. А полностью закончили магистраль 5 декабря 2003 года открытием Северомуйского тоннеля — самого протяжённого в России (15 343 метра) и самого технически сложного в мире. На его создание потребовалось 26 лет.
15 343
метра протяжённость
Северомуйского
тоннеля
10 %
рост ежегодной
нагрузки
на магистраль
Во времена перестройки и после, в 1990-е годы, БАМ был практически забыт. С правительственных трибун и страниц газет его называли «дорогой в никуда», потому что из-за нехватки финансирования промышленное освоение региона так и не началось, и железная дорога осталась невостребованной.
Но время всё расставило по своим местам. С начала 2010-х годов территорию вокруг БАМа начали осваивать, и теперь нагрузка на магистраль растёт на 10 % ежегодно. А с тех пор как основной грузопоток на российских железных дорогах сместился с европейского направления на азиатское, БАМ стал не просто востребованной железной дорогой, а одной из главных артерий внешней торговли России.
История
творится сейчас
Новая жизнь великой дороги
С 2014 года компания «Российские железные дороги» осуществляет масштабный проект по модернизации Восточного полигона — огромной сети железных дорог, включающей восточную часть Транссибирской и Байкало-Амурскую магистралей. Строятся новые пути, разъезды, тоннели, мосты и станции. В города и посёлки БАМа приходит новая жизнь: возводятся комфортабельные жилые дома, больницы, школы, детские сады и учреждения культуры, разбиваются скверы и парки. В модернизации БАМа задействовано самое современное оборудование и применяются инновационные технологии. Сегодня ОАО «РЖД» уделяет этой магистрали даже больше внимания, чем это было во времена великой комсомольской стройки.
Реализация проекта «БАМ 2.0» вносит существенный вклад в экономику страны, формирует внутренний спрос на продукцию тяжёлой промышленности и повышает уровень жизни в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. По оценкам экспертов, модернизация Транссиба и БАМа увеличит российский ВВП на 3 %, создаст более 100 000 новых рабочих мест, а провозная способность железных дорог вырастет в 2,7 раза.
Сегодня студотряды снова зовут на БАМ молодых героев. Им предстоит оказаться в центре важнейших событий, испытать себя, вписать своё имя в великую историю страны и своими руками создать будущее.
Я считаю себя воспитанником Ленинградских студенческих отрядов. В областном штабе в своё время начал свой трудовой путь. Мы с друзьями хотели, чтобы наша страна была лучше, красивее, сильнее. Те, кто будет строить в этом году БАМ 2.0, знайте, это ключевой момент в истории.
Преемственность поколений на БАМе — это не просто красивое словосочетание. Это живая история, которая продолжается и сегодня. Новые проекты по модернизации магистрали и развитию инфраструктуры привлекают сотни молодых специалистов, готовых продолжить дело своих предшественников.
Источники
Байкалов, Н. С. Исторический опыт развития культурно-просветительских учреждений новых городов Бурятии в 1950–1980-е годы. / Н. С. Байкалов, Ж. Ж. Цырендашиев // Научный диалог. — 2022. — Т. 11. — № 7. — С. 354–367.
Бахтамов, Р. Б. Азербайджан на БАМе / Рафаил Борисович Бахтамов. — Баку: Азернешр, 1978. — 82 с.
Водопьянова, О. Ю. Дневник строителя, 1974–2014 / [Водопьянова Ольга Юрьевна] — Открытое акционерное о-во «Бамстроймеханизация». — Тында: [б. и.], печ. 2014. — [297] с.
Осокина, Е. А. Строка оплачена судьбою / Елена Александровна Осокина // Собеседник. — Москва: Новое литературное обозрение, 2005. — № 5 (43). — С. 48–54.
Ветераны-строители БАМа передали эстафету Российским студенческим отрядам // ТАСС. — 2024. — 19 февраля.
Дерова, А. Истории БАМа: про «золотой костыль», романтику, дикие бригады и миллион зубов / Анна Дерова // Амурская правда. — 2019. — 5 июля.
Погарский, А. СССР в лицах. Татьяна Васина: Дневник БАМа / Адам Погарский // Красный путь. — 2022. — 16 ноября.
Рублёва, Т. Жизнь словно просеивала людей сквозь огромное сито / Татьяна Рублёва // Информационно-аналитический интернет-портал «Мир24». — 2024. — 15 апреля.
Сидорчик, А. «Золото» БАМа. Как завершали последнюю великую стройку СССР / Андрей Сидорчик // Аргументы и факты. — 2014. — 10 октября.
Харитонов, А. Судьба и театр Анатолия Байкова / Арнольд Харитонов // Иркутский областной Дом народного творчества. — 2016. — 24 июня.
Черкесов, В. Строчка в биографию страны. / Валерий Черкесов // Словесница искусств. — 2017. — № 2 (40)
Шестак, И. Иван Шестак продолжает вспоминать события вокруг стыковки БАМа / Иван Шестак // Газета БАМ.ру. — 2014. — 24 сентября. — № 39.