GPS: 56.113220 , 47.264275
Железные дороги на территории современной Чувашии начали строиться в конце XIX столетия.
Первая была проложена в 1891 году, она пересекала Чувашию с юго-запада на северо-восток на протяжении 180 километров и была частью железной дороги Москва — Рязань — Казань. Перед Первой мировой войной началось строительство железной дороги Арзамас — Шихраны (Канаш), завершилось оно в 1918-м. Вне сферы обслуживания железнодорожным транспортом оставалась столица республики — Чебоксары, что негативно отражалось на экономическом развитии города.
Железнодорожный вокзал в Чебоксарах. 1941 г. Автор — Костин Г.А.
Строительство железной дороги Канаш — Чебоксары протяженностью 101,5 километра началось в феврале 1937 года. В значительной мере оно велось методом народной стройки, когда все близлежащие районы должны были направлять на возведение дороги определенное число пеших и конных работников. Первый грузовой состав прибыл в Чебоксары 1 января 1939-го. Менее чем через месяц, 20 января, было начато пассажирское движение. С 1 января 1940 года дорога официально была введена в эксплуатацию, что заметно улучшило возможности для экономического и социального развития столицы Чувашской АССР.
В этот же день был официально открыт и железнодорожный вокзал, построенный в 1939-м. Авторами проекта выступили московские архитекторы. Железнодорожная станция получила дальнейшее развитие, была построена станция Чебоксары-2, грузовой двор, маневровый парк и т. д.
Железнодорожный вокзал в Чебоксарах. 1990—1995 гг. Автор — Алексей Белобородов
В годы Великой Отечественной войны железнодорожники Чебоксар выполняли значительную работу по приему эвакуированных предприятий и граждан, доставке на фронт личного состава формировавшихся в республике воинских частей, военных грузов, изготовленных на предприятиях города и в близлежащих районах и городах, перевозке раненых бойцов Красной армии в местные эвакогоспитали, отправке и получению других грузов и пассажиров.
В послевоенные годы Чебоксары стали быстро развиваться, росла численность населения, увеличился поток пассажиров и объем грузоперевозок. Здание вокзала необходимо было реконструировать, чтобы не только его внешний вид, но и функциональные возможности отвечали требованиям нового времени.
Железнодорожный вокзал в Чебоксарах. 1985 г. Автор — Валерий Шитов
Железнодорожный вокзал «Чебоксары—I». 2008 г. Автор — Георгий Долгопский
Реконструкция вокзала началась в 2002 году. Автором проекта стал чебоксарский архитектор Александр Анатольевич Старцев. Работы были завершены в 2003-м, и 14 мая состоялось торжественное открытие здания вокзала. На нем присутствовали министр путей сообщения России Геннадий Матвеевич Фадеев, министр культуры России Михаил Ефимович Швыдкой, полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Сергей Владиленович Кириенко, Президент Чувашской Республики Николай Васильевич Федоров.
Железнодорожный вокзал в Чебоксарах. Автор — serega1104
В новом двухэтажном здании вокзала значительно увеличилась полезная площадь, изменили свой облик кассовый зал, зал ожидания с буфетом, обустроены комната матери и ребенка, комнаты отдыха. Появились возможности для использования современных информационных возможностей по обслуживанию пассажиров, вокзал имеет подключение к волоконно-оптической связи. Над перроном возведен крытый навес, входы и въезды оборудованы пандусами. На площади перед вокзалом построена стоянка для автомобилей.
Железнодорожный вокзал в Чебоксарах. 2022 г.
Железнодорожный вокзал в Чебоксарах. 2023 г. Автор — Татьяна Шустрова
На вокзале имеется возможность проводить различные культурные мероприятия, в том числе музыкальные концерты, художественные выставки. Здесь все направлено на повышение культуры обслуживания пассажиров.