Алатырский Троицкий мужской монастырь

Время прочтения: мин.

г. Алатырь, ул. Троицкая, д. 22

GPS: 54.854800 , 46.594585

Старинный Троицкий монастырь впервые упоминается в летописях XVI века. Монастырь не только колонизировал земли края, но и распространял христианство. После революции он был взорван, сейчас его восстанавливают.

История

Алатырский монастырь сыграл огромную роль в просвещении и духовной жизни города. В прошлом веке монастырь был разрушен и переделан под фабрики, но уже сегодня службы проходят в восстановленных храмах.

Старейший православный центр Поволжья

Алатырский Троицкий мужской монастырь был устроен по прямому указу царя Ивана IV и впервые упоминается в документах за 1569–70 годы. Вначале монастырь находился в ведении Казанской епархии. В Смутное время был разгромлен, и потому указами 1614–1617 годов был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Благодаря поддержке лавры Троицкий монастырь достаточно быстро превратился в крупный социальный и православно-культурный центр алатырского Присурья.


Алатырский Свято-Троицкий монастырь. 20 век

Во второй половине XVI — XVII веке сформировалось вотчинное хозяйство монастыря. Первоначально в обители стоял деревянный Троицкий храм на каменном фундаменте, затем появилась вторая деревянная церковь во имя Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев. Монастырь не только колонизировал пустынные земли края, но и распространял христианство. В нем была достаточно большая библиотека, монахи учили детей, переписывали летописи. Среди строителей монастыря — Никита Маматов, бывший казачий атаман, Прохор Соловецкий, Симон Азарьин.

Мужской монастырь г. Алатыря. 1912 г.



Самостоятельный монастырь

В 1754 году был освящен первый каменный храм во имя Живоначальной Троицы, а спустя десять лет монастырь стал самостоятельным. Он был в ведении сначала Нижегородской, Казанской, а затем Симбирской епархии. Монастырские храмы, колокольни, братский корпус построили в период игуменства Авраамия Соловьева в 1797–1826 годах. Расцвет монастыря связан с деятельностью архимандрита Гавриила Гаврилова, прибывшего в Алатырь из Валаамского монастыря в 1903 году.


Валаамский игумен Гавриил

Игумен Гавриил с братией, начало ХХ века.




Гонения на Церковь

В XX веке жизнь обители прервала богоборческая власть. Часть помещений «передали трудовому народу», в 1922 году под видом сбора средств в пользу голодающих ограбили храмы, а через десять лет монастырь закрыли. В 1936 году взорвали колокольню, часть братии расстреляли. На территории монастыря обосновались баянная и махорочная фабрики.

Возрождение монастыря

В 1995 году руины некогда благолепного монастыря возвратили духовенству. Собралась иноческая братия, чтобы восстанавливать церкви.

Сегодня на территориях монастыря и скита проходят службы в девяти храмах. Возрождение храмов и монашеской жизни, складывание особого духовного облика монастыря связаны с подвижнической деятельностью наместника архимандрита Иеронима Шурыгина.


Собор Троицы Живоначальной. 2024 г.

Вид на Алатырский Троицкий мужской монастырь

Похожие места

Собор святого Николая Чудотворца

В 1824 году на средства, собранные прихожанами, был возведён трёхпрестольный собор Святителя Николая. Столетие спустя его закрыли и разрушили. В начале 1980-х годов появился деревянный храм во имя святого Николая, который позже перестроили.

Николаевский Клобуков женский монастырь

Православный Николаевский Клобуков монастырь находится в черте города. Одна из древнейших обителей тверской земли, она названа по имени первого построенного храма в честь Николая Мирликийского.

Текие дервишей

Текие на улице Караева — единственная в Крыму обитель дервишей XV–XVI веков. Сейчас здесь находится духовный центр небольшой суфийской мусульманской общины.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!