Город Усть-Катав в Челябинской области, основанный в XVIII веке, прошёл путь от небольшого поселения при железоделательном заводе до важного промышленного центра.
GPS: 54.930289 , 58.174709
Город Усть-Катав находится в Челябинской области, в 260 километрах от Челябинска. Это небольшой по размерам город удобно расположился на склоне Южно-Уральских гор. Здесь, по данным на 2023 год, проживает 21 тысяча человек.
Город вырос на реке, называющейся Катав, от которой и получил своё название. Есть версия, что название реки происходит от созвучного «катай» — так называлось башкирское племя, населявшее некогда эту местность. У места впадения реки Катав в реку Юрюзань, образующих в этом месте устье, и располагается город Усть-Катав. Берега Юрюзани между Смирновским мостом и устьем реки Наси обнажают свидетельства древних гидрологических процессов. В этом районе обнаружено около 20 пещер, геолого-морфологических и археологических памятников. Эти находки свидетельствуют, что около ста миллионов лет назад эти места были дном древнего Уральского моря. В результате долгих геологических процессов материковые плиты сошлись, и на месте моря выросли современные Уральские горы.
Найденные недалеко от города пещеры во времена палеолита давали приют древним людям. Среди множества свидетельств пребывания в этих местах древних людей выделяются Бурановская и Семёновская стоянки, сейчас они находятся в списке объектов культурного наследия федерального значения. В ходе исследования пещер были обнаружены фрагменты керамики, орудия труда, кости древних животных. Но самым ценным открытием были писаницы — наскальные рисунки, сделанные древними жителями этих мест. Эти рисунки представляют исключительный научный интерес.
Богатые природными ископаемыми Уральские горы привлекли в середине XVIII века в эти места богатых промышленников. В те времена это были земли Оренбургской губернии. Возникновение будущего города связано с появлением первых промышленных предприятий. Почти одновременно в здесь были построены несколько частных заводов, связанных с производством железа и чугуна. Появились смежные с ними производства. Здесь же обосновались и работающие на этих предприятиях люди, построившие первые дома.
Среди этих первых предприятий был и железоделательный завод, основанный в 1758 году и получивший название Усть-Катавский завод. При нём возникло поселение крепостных крестьян, приписанных к заводу. И завод, и поселение принадлежали богатым симбирским купцам и горнопромышленникам братьям Ивану и Якову Твердышевым и Ивану Мясникову. Им принадлежали множество уральских заводов, а также сотни рудников. Люди трудились в очень тяжёлых условиях. Эти влиятельные промышленники руководили работой на производствах, а также устанавливали свои порядки в посёлках. И работники, и местные жители были недовольны сложившейся ситуацией.
Крестьянское восстание Емельяна Пугачёва в 1773‒1775 годах не обошло и посёлок Усть-Катавского завода. К началу восстания в посёлке насчитывалось около 800 жителей, и большинство перешло на сторону бунтовщиков. Отряды восставших в конце 1773 года дважды входили в посёлок с согласия жителей, в связи с чем работа на заводе временно останавливалась. В мае 1774 года недалеко от Усть-Катава части царской армии под командованием подполковника И. И. Михельсона сражались с отрядом восставших. В июне 1774 года жители вынуждены были покинуть Усть-Катавский посёлок и перебраться в Кунгурский уезд, под напором отряда пугачёвцев под предводительством Юлая Азналина — отца башкирского национального героя и просветителя Салавата Юлаева. Завод был разрушен. Его восстановлением стали заниматься в 1775‒1776 годах, после того как восстание было подавлено.
С момента своей постройки завод вместе с поселением окружала деревянная крепостная стена с четырьмя башнями. Въехать в посёлок можно было через проездные ворота. В середине XIX века крепостную стену снесли, поскольку надобность в ней отпала. Первая каменная церковь во имя Рождества Христова появилась в посёлке в 1820 году. В 1890 году после сильного пожара было принято решение построить ещё одну каменную церковь. Через несколько лет, в 1911 году, свои двери распахнула Александро-Невская церковь. Однако эта церковь не сохранилась, на сегодняшний день существует только первая — церковь Рождества Христова.
Поселение Усть-Катавского завода росло и с 1861 года стало центром Усть-Катавской волости. По данным 1870 года, в посёлке кроме завода было два маслобойных производства, три водяные мельницы, одна церковь, училище и волостное правление. В 1881 году между тремя соседними заводами - Усть-Катавским, Катав-Ивановским и Юрюзанским - провели одну из первых в стране телефонных линий. Перепись населения 1897 года показала, что количество жителей в селе Усть-Катавском, находившемся тогда в составе Уфимской губернии, составляло 4547 мужчин и женщин.
Производство на заводе пришло в упадок к концу XIX века. В 1880 году через Усть-Катав проложили железнодорожную магистраль. Этот участок стал началом построенной в дальнейшем Транссибирской магистрали. Регион получил новые возможности для экономического развития. В 1898 году завод был передан в аренду бельгийскому акционерному Южно-Уральскому анонимному металлургическому обществу.
С приходом нового руководства завод был модернизирован. Теперь основным направлением его стал выпуск продукции, связанной со строительством железных дорог, в том числе железнодорожных платформ, вагонов и многого другого. В 1901 году рабочие Усть-Катавского завода собрали первый открытый трамвай. Он был предназначен для Тифлиса, где в то время шло строительство трамвайных линий. Большой рост объёмов производства произошёл на заводе уже после Великой Отечественной войны, когда завод занял ведущее в производстве трамвайных вагонов в СССР.
Сегодня город Усть-Катав относится к списку моногородов. Градообразующим предприятием города является Усть-Катавский вагоностроительный завод, история которого начинается в конце XIX века.
В 1917 году, после революционных событий, завод перешёл в государственную собственность. Советская власть была принята горожанами без сопротивления и сразу начала свою работу. Но события Гражданской войны принесли заводу и посёлку много разрушений. В начале 1920-х годов прошли восстановительные работы. В последующие годы продукция завода была очень востребована, поэтому завод продолжал работать и даже увеличивал объёмы производства. Усть-Катав стал рабочим посёлком, количество проживающих в нём жителей к 1939 году достигло 13 тысяч человек.
Активное наступление гитлеровских войск в первые месяцы Великой Отечественной войны вызвало массовую эвакуацию предприятий. Усть-Катав также принял у себя несколько производств, став промышленным городом. Вместе с предприятиями в эвакуацию приехали их работники, увеличив население города в два раза. Здесь появилась первая линия производства снарядов для легендарных миномётов «Катюша». Вся работа на вагоностроительном заводе — главном предприятии города — была сосредоточена на производстве военной продукции. В 1945 году за свою работу завод получил почётную награду: орден Трудового Красного Знамени. Данные о количестве ушедших на фронт из Усть-Катава и окрестностей разнятся. Приблизительные цифры — от 1,5 тысячи до более 2 тысяч человек ушли на фронт в рядах Красной армии. Пятеро из них получили высокое звание Героя Советского Союза.
В 1942 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа посёлок Усть-Катавского завода получил статус города, а в 1943 году город был переименован в Усть-Катав.
Развитие города продолжилось в послевоенные годы. Усть-Катавский завод стал главным в стране предприятием по производству трамваев. Дворец культуры построили в городе в 1952 году, тогда же в центральной части города началось строительство многоэтажных домов. В 1962 году в Усть-Катаве открылся первый широкоэкранный кинотеатр «Родина». В 1970-е годы появились заводы по производству молока и хлеба. В 1979 году Усть-Катав стал городом областного подчинения. В конце 1980-х годов в городе проживало около 31 тысячи человек.
Распад СССР больно ударил по экономике моногородов. Для Усть-Катава это были очень непростые времена. Местные жители в поисках работы уезжали в другие города, вследствие чего численность населения сократилась. Церковь Рождества Христова открылась для прихожан в начале 1990-х годов, мусульманская мечеть появилась в городе в 1995 году.
Герб Усть-Катава, разработанный в 1998 году художницей Ларисой Мигдал и доработанный в Союзе геральдистов России, отражает природные и промышленные особенности города. На нём изображены лань, гора Шихан и символы металлургии. Главным неофициальным символом Усть-Катава стал трамвайный вагон, связанный с местным вагоностроительным заводом.
Проект герба города был разработан в 1998 году местной художницей Ларисы Мигдал. Его выбрали лучшим среди всех представленных на конкурсе проектов. На его основе созданы и более поздние официальные символы города. Цветовая палитра герба повторяла цвета российского флага. Белый цвет горы Шихан, синие цвета указывали на две реки города — Юрюзань и Катав, а красный символизировал красоту местной природы. Большое разнообразие природы этих мест демонстрируют золотая лань и ель в композиции герба. Промышленную направленность города в гербе показывает изображение золотого молота с наковальней.
Этот проект города позднее был доработан в Союзе геральдистов России под руководством К. Моченова. В 2002 году герб был утверждён с незначительными изменениями. В центральной части располагается лань. Под ней — остроконечная фигура белого цвета, состоящая из половины шатра и половины горы Шихан. Ель с герба была убрана. Ниже белой фигуры размещено изображение молота и наковальни. Красный и голубой цвет герба остались и по-прежнему символизируют природные красоты Усть-Катава.
В 2002 году вместе с гербом был утверждён флаг города: на прямоугольном полотнище ближе к древку дублируется композиция герба, а свободная часть имеет голубой цвет. Флаг Усть-Катава, как и его герб, внесён в Государственный геральдический реестр РФ.
Среди официальных символов города гимна нет. Тем не менее жители Усть-Катава написали немало песен о своём городе.
Главным неофициальным символом города считается трамвайный вагон, поскольку Усть-Катавский вагоностроительный завод уже больше века является одним из главных производителей трамваев в стране.
Во время Великой Отечественной войны Усть-Катав превратился в тыловой город, приняв эвакуированные предприятия и рабочие силы, а местный вагоностроительный завод начал выпускать продукцию для фронта, включая танковые пушки и снаряды для «катюш». В память о погибших на войне жителях города в 1985 году был открыт мемориал.
Начавшаяся Великая Отечественная война превратила Усть-Катав в типичный тыловой город. В основном сюда эвакуировали предприятия и население из пострадавших регионов страны. Точное количество ушедших на фронт жителей Усть-Катава неизвестно. Небольшой город с населением 13 тысяч человек, а в начале 1940-х годов за счёт эвакуированных выросло в два раза, отправил на фронт от 1,5 тысячи до 2 тысяч жителей. Почти половина горожан осталась навсегда на полях сражений. Звание Героя Советского Союза получили пятеро жителей города и посёлка Вязовая.
В ходе эвакуации в город были перевезены четыре крупных предприятия. Это Мытищинский и Ленинградский вагоностроительные заводы, Брянский механический завод № 13 («Арсенал») и Сталинградский завод «Баррикады». Заводы эвакуировались вместе с рабочими и их семьями. В городе появилось 4,5 тысячи рабочих и 1,5 тысячи семей. Предприятия разместили в старых корпусах Усть-Катавского вагоностроительного завода. Эти корпуса располагались на равном расстоянии друг от друга, в одну линию. Старые корпуса нуждались лишь в новой кровле и торцевых стенах. Некоторые станки из-за больших размеров не помещались в корпусах, их устанавливали снаружи здания.
Усть-Катавский вагоностроительный завод переориентировал все свои мощности под нужды фронта: он выпускал авиабомбы, миномёты, платформы для зенитных орудий, пушки для танков Т-34, снаряды для «катюш». У горы Могильной была установлена бетонная мишень, по которой стреляли болванками снарядов из готовых танковых пушек, чтобы проверить их работу. За военный период завод произвёл 12 357 пушек для танков Т-34. Пушки Усть-Катавского завода ставились на каждую четвёртую машину в СССР. Завод и его выдающиеся работники обратили на себя внимание руководства страны. Медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941‒1945 гг.» были награждены около 130 работников. В 1945 году коллектив предприятия награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В память жителей Усть-Катава, не вернувшихся с войны, в 1985 году был открыт мемориал. Первоначально это был обелиск, нёсший на себе краткую фразу: «Герои не умирают. 1941‒1945». Он был открыт в 1965 году в Нагорном районе города. В 1970 году мемориал был доработан. Вместо обелиска установлен памятник: фигура советского солдата в шинели и с непокрытой головой. Его автором был скульптор И. И. Акулов. Позднее вокруг этого памятника появился современный мемориал, где начертаны фамилии павших в боях за родину солдат и офицеров. Вокруг мемориала разбит парк Победы.
Рельсовый путь через Златоуст должен был соединить центральную часть России с Сибирью и Дальним Востоком, поэтому имел стратегическое значение.
Каменное здание в стиле раннего модерна и эклектизма — одна из визитных карточек Златоуста. Дом Андриановых использовался под разные нужды, а сегодня здесь располагаются магазины и офисы.
Образовательная система Дворца творчества выросла из пионерских отрядов Златоуста. Школьники посещают различные кружки и участвуют в городских мероприятиях.
Дом, в котором расположен краеведческий музей, был построен для Л. И. Лугинина, а позже в нем проживали горные начальники. Здание было частью комплекса, возведенного в традициях дворянских усадеб того времени.
Преобразованная из заводского училища женская гимназия внесла значительный вклад в распространение просвещения на Урале.
Просторное здание в стиле позднего классицизма стало местом хранения оружия, здесь же находился магазин. Позже арсенал играл роль культурного центра, в котором проходили концерты и спектакли.
Архитектурное единство площади менялось по требованию эпох. Собор с пятикупольной колокольней, лютеранская кирха и памятник Александру II были снесены, им на смену пришел советский конструктивизм.
Единственное клубное здание в стране, которое было построено в военное время. Рельефная надпись на фасаде «Героям Отечества Слава» и внутреннее оформление отражают идею создания Дворца.
Встретиться с Хозяйкой Медной горы, Данилой-мастером или даже Змей-Горынычем и окунуться в сказку можно в парке им. Бажова. А его расположение позволяет увидеть Златоуст со смотровой площадки как на ладони.
Обширная заповедная зона сохранила в первозданном виде островки различных экосистем. Украшение парка — горы Таганайского хребта от Карабаша до Златоуста.
Городской архив, магазин и кинотеатр — такая многогранная судьба у «Колизея». Здание в оригинальном архитектурном стиле было одним из любимых мест досуга жителей города, а сегодня — объект культурного наследия.
Первая соборная мечеть была построена на средства мусульманской общины, но проработала недолго. Современная мечеть открыта спустя почти сто лет.
Утраченная святыня, величественный храм на фоне горы, сохранился только в работах фотографов и живописцев. Колокольня Свято-Троицкого собора была когда-то самым высоким сооружением города.
Религиозные потребности жителей привокзального поселка уже в 1901 году послужили толчком к возведению православной церкви.
Одно из ведущих предприятий по изготовлению ракетных комплексов стратегического назначения. Среди продукции завода наибольшую любовь заслужила электроплита «Мечта».
Именно здесь были изготовлены каркасы рубиновых звезд Московского кремля, а в годы Великой Отечественной войны завод стал главным поставщиком стали для оборонной промышленности.
Ремесленное училище росло, преобразовывалось и обеспечивало Златоуст квалифицированными кадрами. Сегодня колледж продолжает развиваться и готовит высококлассных специалистов.
Хранитель истории Златоуста переживал разорение, возрождение и переезды. Сегодня в музее представлены различные выставки. Особый интерес у посетителей вызывает коллекция холодного оружия.
Фабрика с двухвековой историей долгое время обеспечивала все потребности армии и флота в холодном оружии. Именно здесь зародился оригинальный стиль златоустовской гравюры на стали.
Экспозиция знакомит гостей с оружием, украшенным в традициях златоустовской миниатюры, а также изделиями, выполненными в технике знаменитой гравюры на стали.
Железная дорога в Усть-Катаве появилась в 1889 году, сыграв ключевую роль в развитии города и его заводов. Это открыло новые экономические возможности и упростило транспортировку продукции.
Первый железоделательный завод был построен на этом месте в 1758 году. В 1901 году он стал выпускать трамвайные вагоны. Во время ВОВ полностью перешёл на выпуск военной продукции. В дальнейшем вернулся к производству трамваев.
Первоначальное здание деревянной церкви Рождества Христова построено в одно время с заводом и посёлком. Каменный храм на её месте построен в 1820 году. В годы ВОВ и после неё в здании располагался магазин. В 1990-е церковь вернули прихожанам.
Купец Фёдор Патрин принадлежит к известной в городе семье. В 1910 году он построил двухэтажный дом, сохранившийся до наших дней. Сегодня в нём располагается историко-краеведческий музей.
Одной из главных природных особенностей города является гора Шихан. Лишённая растительности, она достигает в высоту 444 метров. С горой связана интересная городская легенда.
Мост построен в 1913‒1914 годах через реку Юрюзань. Он предназначался для проведения железнодорожных путей на Усть-Катавский железоделательный завод. Сегодня относится к памятникам архитектуры.
Первый мемориал борцам революции установлен в 1919 году. Он посвящён павшим в Гражданскую войну усть-катавцам. В 1956 году памятник заменён на современный. Скульптор И. И. Акулов изобразил скульптурную группу из трёх солдат.
Построен в 1944 году. Изначально он работал как автомобильно-пешеходный мост. В дальнейшем автодвижение перевели на Новый мост, а Брянский остался пешеходным.
Строительство ДК было начато в 1937 году. В 1941 году в недостроенном дворце устроили общежитие для эвакуированных. Достроили дворец в 1952 году. Сегодня он носит имя директора завода Т. Я. Белоконева.
Златоуст — родина оригинальной гравюры на стали. Этапы российской истории за последние 200 лет нашли отражение в этом виде декоративно-прикладного искусства.
Множество легенд этой земли связаны с героем башкирского народа Салаватом Юлаевым. Он остался в народной памяти великим просветителем. Есть и предания, связанные с Емельяном Пугачёвым.
Советская конькобежка, шестикратная олимпийская чемпионка, абсолютная чемпионка Олимпиады в Инсбруке в 1964 году.
Горный инженер, учёный-металлург, организатор горнозаводской промышленности, исследователь природы Южного Урала.
Один из основоположников златоустовской гравюры на стали, художник, гравёр Златоустовской оружейной фабрики.
Русский и советский военачальник, государственный деятель, военный теоретик, маршал Советского Союза.
Советский и российский шахматист и политик, международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта СССР, арбитр и старший тренер ФИДЕ.
Военный лётчик. Герой Советского Союза. Участвовал во многих боевых заданиях ВОВ. Имеет 216 боевых вылетов.
Ветеран Великой Отечественной войны, рабочий и скульптор, почётный гражданин Усть-Катава. Участвовал в Советско-финляндской войне. Прошёл всю Великую Отечественную войну.
Древний город-крепость Алатырь пережил множество войн и революцию, сохранив свой исторический облик. Сегодня это один из центров русской культуры в Поволжье, подаривший миру выдающихся людей.
Якутск — самый крупный город, расположенный в зоне вечной мерзлоты. Ведя историю как место для ссылок, в советские годы он стал столицей республики.
Биробиджан (ранее Биро-Биджан) — административный центр Еврейской автономной области (с 1934 года), город на Дальнем Востоке России.
Красноярск крупнейший культурный, образовательный, экономический и промышленный центр Восточной Сибири. Красноярск неофициально именуют столицей Сибири.
Борисоглебск основан в 1698 году как крепость для защиты южных рубежей. С начала XVIII века стал развиваться как центр торговли и ремесел. В 2001 году Борисоглебск получил статус исторического города.