Мосты средневекового Кенигсберга

Время прочтения: мин.

Исторические районы Кенигсберга, в прошлом самостоятельные городские поселения Альтштадт, Кнайпхоф, Форштадт и Ломзе, разделены двумя рукавами реки Преголи. Мосты, соединяющие эти поселения, начали строиться здесь много столетий тому назад. Самых известных мостов было семь. Некоторые из них сохранились до наших дней.

Задача о семи кенигсбергских мостах

Знаменитым кенигсбергским мостам была даже посвящена старинная математическая задача. В задаче спрашивалось, можно ли пройти по всем семи городским мостам, не проходя ни по одному из них дважды. Эту задачу решил в 1736 году математик Леонард Эйлер. В своем решении он доказал, что это невозможно. Так были изобретены эйлеровы циклы и впервые применена теория графов.


Портрет Леонарда Эйлера. Художник Я.Э. Хандманн. 1756 г.

Лавочный мост

Первым мостом Кенигсберга считается Лавочный мост, который соединил Королевский замок и Альтштадт с островом Кнайпхоф. Его строительство датируют 1286 годом. В 1787 году мост был реконструирован, в 1900 году на его месте появился металлический мост, который был разобран в 1972 году в связи со строительством Эстакадного моста.


Лавочный мост в Кенигсберге. 1935–1940 гг.

Зеленый мост

В 1322 году Кнайпхоф и Форштадт связал Зеленый мост, перекинутый через Старую Преголю. Он сгорел в 1582 году, но вскоре был восстановлен и в таком виде простоял до 1907 года, когда был перестроен из металла. В 1972 году Зеленый мост повторил судьбу Лавочного моста и был заменен Эстакадным мостом.


Вид на остров Кнайпхоф и Королевский замок. 1910–1920 гг.

Лавочный мост. 1911–1915 гг.

Лавочный мост в Кенигсберге. 1938 г.

Рабочий мост

В 1377 году параллельно Зеленому мосту был установлен Рабочий мост — его также называли Мясным или Потроховым. Ко второй половине XIX века мост обветшал, поэтому его разобрали и перестроили из металла. Во время Великой Отечественной войны мост был разрушен.


Рабочий мост во времена Кёнигсберга. [до 1945 г.]

Кузнечный мост

Еще один мост, связавший Альтштадт и Кнайпхов, появился в 1397 году и был назван Кузнечным. Через четыре столетия мост разобрали и вновь выстроили из дерева, а в 1896 году — уже из металла. В годы войны Кузнечный мост был утрачен.



Кузнечный мост. [до 1945 г.]

Кузнечный мост. 1930–1943 гг.

Кузнечный мост. [до 1945 г.]

Деревянный мост

В 1404 году Альтштадт и Ломзе были соединены мостом, перекинувшимся через Новую Преголю. Мост, проходивший почти параллельно Лавочному и Кузнечному мостам, назывался Деревянным. В 1904 году мост был перестроен и в этом виде сохранился до настоящего времени.

Деревянный мост во времена Кёнигсберга. [до 1945 г.]

Деревянный мост. 1905–1910 гг.

Деревянный мост. 2022 г.

Высокий мост

Высокий мост между Форштадтом и Ломзе был выстроен в начале XVI века. В 1882 году он перестраивался, а в 1937 году был демонтирован. В то же время был сооружен новый Высокий мост, немного в стороне от старого.


Высокий мост. [до 1945 г.]

Медовый мост

Медовый мост, самый молодой из семи мостов Кенигсберга, возник в 1542 году, связав Кнайпхоф и Ломзе. В 1879–1882 годах на его месте был возведен металлический мост с гидравлическим разводным механизмом. В наши дни этот мост уже не используется.


Медовый мост. [до 1945 г.]

Развод Лавочного моста. 1970–1972 гг. Из личного архива С. Ладейщикова.

Похожие истории

Агитпоезд «Октябрьская революция»

Ярко украшенный состав на вокзале Ефремова горожане встречали с песнями и красными флагами. Агитпоезд прибыл в город, чтобы укрепить доверие к советской власти.

Камышин — арбузная столица России

Камышин славится своими арбузами с Петровских времен, и сегодня горожане гордятся этим «вкусным» промыслом.

Прусские монеты Елизаветы Петровны

Российская империя присоединила Кенигсберг в 1758 году. Для новых территорий отчеканили особую серию монет. На лицевой стороне был портрет Елизаветы Петровны, на обороте — прусский одноглавый орел.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!