Житие Иулиании Лазаревской (Осорьиной) — один из замечательнейших памятников древнерусской литературы. Подвижничество Иулиании, ее любовь к людям сделали муромлянку в глазах потомков идеалом русской женщины.
Житие посвящено муромской помещице Иулиании, жившей в конце XVI — начале XVII века. Благодаря истинно христианской жизни и трудолюбию она стала почитаться в Муромской земле как праведница. Лазаревской Иулианию стали называть по месту погребения — селу Лазарево, где находились владения ее семьи.
Икона праведной Иулиании Лазаревской
Автором жития был сын праведницы Калистрат по прозвищу Дружина, служивший в Муроме губным старостой и написавший свой труд, как считают ученые, в 1620–1630-х годах. Поводом для создания жития стали известия о чудесах и исцелениях у гроба Иулиании. Но вместе с тем произведение соединило традиционные житийные черты с особенностями бытового повествования. Поэтому литературоведы часто называют его повестью.
Житие Иулиании Лазаревской. Начало XVIII в.
В житии названы многие реальные лица: родня Иулиании, муромское духовенство; отражены события как обыденной жизни, так и большой истории, например великий голод времен Бориса Годунова. Но главное — это фигура героини, отличающаяся от персонажей житий своей «обычностью». При жизни она не совершала чудес, даже не постриглась в монахини, но тем не менее в глазах потомков сравнялась с древними святыми. Калистрат описывает, как простая мирянка смогла достичь святости. «Измлада кротка и молчалива», без устали правила она «домовное строение» и заботилась о нищих и убогих, как «истовая мать».
Гробница над местом упокоения праведной Иулиании Лазаревской
Автограф жития не сохранился до наших дней, что обычно для русской средневековой литературы. Однако оно довольно скоро стало популярным чтением и распространилось в рукописях. В настоящее время известно около 60 списков (копий) жития, датируемых XVII–XIX веками. Русские книжники переделывали его, так что текст известен в нескольких редакциях. Были записаны посмертные чудеса святой. К одной из редакций написали особое вступление, а сам текст полон цитатами христианских авторов, которые доказывают возможность «спасения в миру».