В истории русского монетного дела существовали особые монетные серии, к одной из которых принадлежат серебряные деньги, отчеканенные для обращения на территории Восточной Пруссии в годы правления императрицы Елизаветы Петровны. Более 12 тысяч таких монет хранится в нумизматической коллекции Калининградского областного историко-художественного музея.
Портрет Елизаветы Петровны
22 января 1758 года русские полки под звон колоколов торжественно вступили в Кенигсберг — ключи от города были переданы командующему русской армией Виллиму Виллимовичу Фермору. Кенигсбергским генерал-губернатором был назначен барон Николай Андреевич Корф. В начале 1759 года Корфу был представлен проект с предложением чеканки новой монеты для присоединенных к России земель Восточной Пруссии. Проект был одобрен императрицей, предписывавшей Корфу «для отвращения опасаемого в королевстве Прусском недостатка в тамошних мелких деньгах, а более для прибыли тем казны нашей, делать помянутые мелкие деньги на Кенигсбергском монетном дворе».
Портрет барона Николая Андреевича Корфа. XVIII век.
Кёнигсберг. Конец XVIII в.
Предполагалась чеканка высокопробных серебряных монет среднего (18, 6 и 3 гроша) и мелкого (1, 2 гроша и солид) достоинства. Эскизы для монетных штемпелей были изготовлены Андреем Тимофеевичем Болотовым, в будущем известным писателем и философом. Чеканка монет на Кенигсбергском монетном дворе была налажена минцмейстером Б. Ф. Цитманом. На лицевой стороне монет среднего достоинства был размещен погрудный портрет Елизаветы Петровны с круговой надписью на латыни, на обороте был изображен прусский одноглавый орел, указаны год и номинал монеты, а также была сделана латинская надпись «Монета королевства Пруссия». На монетах номиналом в один и два гроша чеканился русский двуглавый орел, на солиде — вензель Елизаветы под российской императорской короной.
Андрей Тимофеевич Болотов
Монеты 1747 г.-1759 гг.
С 1761 года чеканка монеты для Пруссии велась не только в Кенигсберге, но и на Красном монетном дворе в Москве. Кроме того, на обоих монетных дворах стала выпускаться более крупная монета достоинством в 1/3 и 1/6 императорского талера. Каждая из них также несла на себе портрет Елизаветы Петровны и прусский герб. В конце 1761 года императрица умерла, Пруссии были возвращены завоеванные земли, и производство «русских» серебряных монет в Кенигсберге было прекращено.