Картина «Экстаз (Коми язычники)» художника В. Г. Игнатова

Время прочтения: мин.

Полотно 1981 года народного художника Республики Коми Василия Георгиевича Игнатова (1922–1998) «Экстаз» находится в коллекции Национальной галереи Республики Коми. Картина отличается оригинальностью по сюжету и по материалу — написана темперой по оргалиту.

Языческие представления коми (зырян)

Коми (зыряне) до принятия христианства были язычниками. Проводя свою жизнь в окружении лесов, от богатства которых кормились и от которых зависел их кров и достаток, коми поклонялись деревьям. Лес не просто почитали — его одухотворяли. В традиции коми считалось, что дерево обладает душой, находящейся в неразрывной связи с душами людей, поэтому деревьям приписывалась способность предопределять судьбу человека, побуждая его к тем или иным поступкам. 

Сердцевиной каждого языческого святилища являлась древняя березовая роща, в которой росло несколько крупных деревьев. Именно вокруг этих гигантов шаманы, как правило, проводили языческие ритуалы, а участвовавшие подносили им свои жертвоприношения. Одно из древних преданий народа коми гласит:


Жертвенные ленточки на березах. Автор фото – Ольга Мальцева

…Березу вместо бога держали, на нее вешали, у кого что есть, кто шелковую шаль, кто овечью шкуру, кто ленточку…

Сюжет картины В. Г. Игнатова

Василий Георгиевич Игнатов изобразил на своей картине «Экстаз» сцену поклонения коми-язычников священному древу. На ней представлена кульминация языческого ритуала, объединяющего людей и природу. В центре композиции — образ могучей березы с ярко выраженной мифологической символикой. Она связывает воедино землю, населенную людьми, нижний мир и небесную высь. Древесный ствол покрывают стилизованные образы пермского звериного стиля и традиционные для народа коми орнаменты. На ветвях дерева — множество шкурок животных. Это жертвы, приносимые духам, обитающим в священной березе. Священное дерево и люди вокруг него изображены в единой динамической пластике.


В.Г. Игнатов со своими работами

Станковая живопись «Экстаз». 1981 г. Работа В.Г. Игнатова

Несмотря на крещение зырян (коми) при Стефане Пермском в XIV веке, отдельные элементы языческого культа деревьев у коми сохранялись долгое время. Даже в начале XX века возле некоторых деревень по-прежнему крестьянами заботливо оберегались березовые рощи, с древности пользовавшиеся у местных жителей репутацией священного места.


Похожие истории

Липецкий съезд народников 1879 года. Почему на памятнике 9 имен, хотя на съезде было 11 участников?

Одним из важнейших общественных движений в России второй половины XIX века стало революционное народничество.

Калужское тесто

У легендарного тульского пряника есть конкурент — калужское тесто, которому даже установлен памятник. Считается, что калужские купцы тщательно скрывали рецепт приготовления, чтобы не допустить конкуренции.

Ысыах — якутский Новый год

Национальный якутский праздник Ысыах проводят в конце весны или в начале лета, его приурочивают ко дню летнего солнцестояния. Он сопровождается множеством обрядов и игр, танцами и обязательным распитием кумыса
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!