GPS: 54.509761 , 36.247283
Каменный мост через Березуйский овраг — один из красивейших и старейших виадуков в России. Это сооружение восхищает лаконичной простотой архитектурных форм, а мощные арки напоминают ценителям старины о традициях строительства древнеримских акведуков.
Каменный мост в Калуге 2020 г.
Автором проекта выступил ученик Дмитрия Васильевича Ухтомского архитектор Петр Романович Никитин, создавший многие знаменитые административные и общественные здания в разных городах России. Разрабатывая генеральный план и проектируя застройку Калуги, Никитин стремился превратить ее в образцовый город русского классицизма, и большой каменный мост должен был стать одной из архитектурных доминант. Его мощная конструкция, основывающаяся на 15 каменных арках, в высоту достигала 23,5, в ширину — 11 и в длину — 122 метра.
Каменный мост в Калуге 2016 г.
Каменный мост в Калуге 1912 – 1917 гг.
Считается, что мост возвели в 1770-е годы, когда открылось Калужское наместничество, но точная дата его постройки по сей день неизвестна. Советский историк Мария Васильевна Фехнер полагала, что строительства моста началось до того, как утвердили генеральный план города в 1777 году, и завершилось к 1780 году.
Однако современные исследователи обращают внимание на документы, в которых упоминается существование моста до этого времени. В описании, датированном 1777 годом, говорится, что в городе есть небольшая речка Березуйка, через которую завершается возведение высокого каменного моста. В более поздних источниках также есть сведения, что строительство было закончено в 1779 году.
Рядом с мостом установили памятный обелиск в честь основания Калужского наместничества. На нем представлены гербы всех городов наместничества с указанием расстояния от каждого из них до губернского центра. По обе стороны от моста построили четыре симметричные низкие здания, обращенные глухими стенами в сторону оврага. В каждом из них было по семь лавок.
Обелиск калужского наместничества
В 1840-е годы в ходе ремонта моста разобрали здания с торговыми лавками. В 1870-е годы требовалось капитальное «исправление» моста, однако необходимую на это сумму найти не смогли и решили закрыть по нему проезд. Первый основательный ремонт провели лишь в 1910 году, когда деревянный настил заменили на железобетонное покрытие. Сейчас отреставрированный мост — не только оживленная транспортная артерия, но и прекрасная смотровая площадка, откуда открывается панорама на Оку и историческую часть города.
Каменный мост в Калуге 2016 г.