Историческая справка о железнодорожной станции Воркуты

Время прочтения: мин.

г. Воркута, Привокзальная пл., д. 3

GPS: 67.470148 , 64.026838

Первая железнодорожная станция в Воркуте появилась в 1941 году для перевозки угля из местных шахт. В 1955 году открылся пассажирский вокзал. Его пришлось встраивать в уже существующий железнодорожный комплекс.

История

Изначально задуманный для критически важных в военное время перевозок угля и других грузов, вокзал Воркуты вскоре открыли и для пассажиров. Это здание и по сей день выделяется в архитектуре города.

Железнодорожный вокзал в Воркуте

Грузовой терминал

В начале Великой Отечественной войны было важно быстро и бесперебойно доставлять добытый в Воркуте уголь в центральные регионы СССР из-за того, что угольный Донбасс оккупировали нацисты. Поэтому ускорили строительство железной дороги Котлас — Воркута, начатое до войны. Осенью 1941 года в Воркуту прибыла группа строителей-эксплуатационников Печорской железнодорожной магистрали. Задачей этой группы специалистов было определить место и наладить работу проектируемой в городе станции.


Паровоз ЭМ № 720-24 в Воркуте. 2006 г. Автор - Воздух Свободы

Где должна была расположиться станция и какую инфраструктуру возводить, определяла в тех чрезвычайных условиях в первую очередь логистика перевозки угля и других нужных стране грузов, а не удобство пассажиров. Первая железнодорожная станция Воркута появилась в районе кирпичного завода № 1 и центробазы управления материально-технического снабжения комбината «Воркутауголь». Уже в декабре 1941 года в Воркуту прибыл первый пробный поезд со станции Печора. Однако возводить пассажирский вокзал в тот момент не планировали: все силы были брошены на то, чтобы организовать грузовые перевозки угля.



Первая железнодорожная станция «Воркута». XX в.

Оазис культуры и комфорта

К идее возвести в Воркуте пассажирский вокзал вернулись только в послевоенный период. Однако к этому моменту железнодорожный полигон в районе города уже сформировался, да и оставались задачи по отгрузке угля со станции. Поэтому пассажирскую станцию и инфраструктуру пришлось встраивать в существующий железнодорожный комплекс, который продолжал ориентироваться на грузовые перевозки. Новое паровозное депо вынуждены были строить на болоте, которое пришлось осушить, а на месте нынешнего вокзала Воркуты было озеро.


Железнодорожный вокзал в Воркуте. 1988-1991 гг. Автор - Driver_BY

Проект воркутинского вокзала разработали специалисты Государственного института проектирования объектов транспортной инфраструктуры вместе с инженерами Ленинградского инженерно-строительного института. Строительство началось в 1953 году, но только через два года новый вокзал Воркуты открыл двери для пассажиров. На вокзале был удобный зал ожидания, билетная и багажная кассы, камера хранения, справочное бюро, а также комната отдыха и комната матери и ребенка.



Внимание уделили и подходам к вокзалу: привокзальную площадь избавили от ям и ухабов и посыпали гравием, а в темное время суток территорию освещали многочисленные уличные лампы. Позже на привокзальной площади установили скульптуру «Мужчина с ребенком». Для послевоенной индустриальной Воркуты вокзал стал оазисом культуры и комфорта.


Привокзальная площадь в Воркуте. 1960-1970 гг. Автор - Rufus55

Вокзал Воркуты, открытый в 1955 году, был выстроен основательно, так что первый частичный ремонт ему потребовался лишь в начале нулевых. Вокзал и сейчас — одно из самых заметных зданий города. Он расположен на южной окраине современной Воркуты, примерно в четырех километрах от центральных кварталов.



Привокзальная площадь в Воркуте. 1965-1969 гг. Автор - Driver_BY

Мемориальные объекты на вокзале

С вокзалом связано несколько памятных событий. Защищая граждан от преступника, смертельные ранения получил дежуривший на территории вокзала 19 сентября 1974 года сержант линейного отдела милиции станции Воркута Леонтий Матвеевич Матвеев. В память о его подвиге на стене вокзала была установлена мемориальная табличка.


Мемориальная доска на здании вокзала станции Воркута. 2018 г. Автор - О. Вайлунова

Второй памятник на воркутинском вокзале появился позже, но напоминает он о событиях военных лет. В годы Великой Отечественной войны воркутинские шахтеры выступили с почином: они перевыполняли план по добыче угля, затем выкупали сверхплановый уголь у государства по себестоимости и отправляли его в дар жителям Ленинграда, к которому был пробит коридор вдоль южного берега Ладожского озера.



Паровоз ЭМ № 720-24, доставлявший в 1944 году уголь, добытый сверх плана освобождённому Ленинграду. 2016 г. Автор - Smile124

Первый эшелон с таким «подарочным» углем 29 июня 1944 года привел в Ленинград машинист депо станции Воркута Дьяченко. В 1980 году в память об этом историческом событии паровоз типа Эм 720-24, машинистом которого был Дьяченко, установили на подъездных путях станции. Этот локомотив ныне признан памятником истории и объектом культурного наследия регионального значения.





Похожие места

Историческая справка о городской железнодорожной станции Кинешма

Кинешма, расположенная на Северной железной дороге, является конечной станцией и связана с Ивановом и Москвой. Историческое и современное здания вокзала служат важными транспортными узлами города.

Станция Навашино — пункт, связывающий железнодорожные ветки по всей России

Станция Навашино была открыта в 1912 году. Узкоколейная ветка Горьковской железной дороги изначально соединяла Мордовщиковскую судоверфь с заводами в г. Выкс. Новый корпус вокзала украшен красным куполом со шпилем.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Железнодорожная станция Ишим была построена в период с 1909 по 1913 год в связи с расширением Транссибирской магистрали и сыграла ключевую роль в развитии региона, значительно увеличив грузооборот и пассажиропоток. Во время Великой Отечественной войны станция обеспечивала военные перевозки, а сегодня это современный комплекс с широким набором услуг.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!