GPS: 67.470148 , 64.026838
Изначально задуманный для критически важных в военное время перевозок угля и других грузов, вокзал Воркуты вскоре открыли и для пассажиров. Это здание и по сей день выделяется в архитектуре города.
Железнодорожный вокзал в Воркуте
В начале Великой Отечественной войны было важно быстро и бесперебойно доставлять добытый в Воркуте уголь в центральные регионы СССР из-за того, что угольный Донбасс оккупировали нацисты. Поэтому ускорили строительство железной дороги Котлас — Воркута, начатое до войны. Осенью 1941 года в Воркуту прибыла группа строителей-эксплуатационников Печорской железнодорожной магистрали. Задачей этой группы специалистов было определить место и наладить работу проектируемой в городе станции.
Паровоз ЭМ № 720-24 в Воркуте. 2006 г. Автор - Воздух Свободы
Где должна была расположиться станция и какую инфраструктуру возводить, определяла в тех чрезвычайных условиях в первую очередь логистика перевозки угля и других нужных стране грузов, а не удобство пассажиров. Первая железнодорожная станция Воркута появилась в районе кирпичного завода № 1 и центробазы управления материально-технического снабжения комбината «Воркутауголь». Уже в декабре 1941 года в Воркуту прибыл первый пробный поезд со станции Печора. Однако возводить пассажирский вокзал в тот момент не планировали: все силы были брошены на то, чтобы организовать грузовые перевозки угля.
Первая железнодорожная станция «Воркута». XX в.
К идее возвести в Воркуте пассажирский вокзал вернулись только в послевоенный период. Однако к этому моменту железнодорожный полигон в районе города уже сформировался, да и оставались задачи по отгрузке угля со станции. Поэтому пассажирскую станцию и инфраструктуру пришлось встраивать в существующий железнодорожный комплекс, который продолжал ориентироваться на грузовые перевозки. Новое паровозное депо вынуждены были строить на болоте, которое пришлось осушить, а на месте нынешнего вокзала Воркуты было озеро.
Железнодорожный вокзал в Воркуте. 1988-1991 гг. Автор - Driver_BY
Проект воркутинского вокзала разработали специалисты Государственного института проектирования объектов транспортной инфраструктуры вместе с инженерами Ленинградского инженерно-строительного института. Строительство началось в 1953 году, но только через два года новый вокзал Воркуты открыл двери для пассажиров. На вокзале был удобный зал ожидания, билетная и багажная кассы, камера хранения, справочное бюро, а также комната отдыха и комната матери и ребенка.
Внимание уделили и подходам к вокзалу: привокзальную площадь избавили от ям и ухабов и посыпали гравием, а в темное время суток территорию освещали многочисленные уличные лампы. Позже на привокзальной площади установили скульптуру «Мужчина с ребенком». Для послевоенной индустриальной Воркуты вокзал стал оазисом культуры и комфорта.
Привокзальная площадь в Воркуте. 1960-1970 гг. Автор - Rufus55
Вокзал Воркуты, открытый в 1955 году, был выстроен основательно, так что первый частичный ремонт ему потребовался лишь в начале нулевых. Вокзал и сейчас — одно из самых заметных зданий города. Он расположен на южной окраине современной Воркуты, примерно в четырех километрах от центральных кварталов.
Привокзальная площадь в Воркуте. 1965-1969 гг. Автор - Driver_BY
С вокзалом связано несколько памятных событий. Защищая граждан от преступника, смертельные ранения получил дежуривший на территории вокзала 19 сентября 1974 года сержант линейного отдела милиции станции Воркута Леонтий Матвеевич Матвеев. В память о его подвиге на стене вокзала была установлена мемориальная табличка.
Мемориальная доска на здании вокзала станции Воркута. 2018 г. Автор - О. Вайлунова
Второй памятник на воркутинском вокзале появился позже, но напоминает он о событиях военных лет. В годы Великой Отечественной войны воркутинские шахтеры выступили с почином: они перевыполняли план по добыче угля, затем выкупали сверхплановый уголь у государства по себестоимости и отправляли его в дар жителям Ленинграда, к которому был пробит коридор вдоль южного берега Ладожского озера.
Паровоз ЭМ № 720-24, доставлявший в 1944 году уголь, добытый сверх плана освобождённому Ленинграду. 2016 г. Автор - Smile124
Первый эшелон с таким «подарочным» углем 29 июня 1944 года привел в Ленинград машинист депо станции Воркута Дьяченко. В 1980 году в память об этом историческом событии паровоз типа Эм 720-24, машинистом которого был Дьяченко, установили на подъездных путях станции. Этот локомотив ныне признан памятником истории и объектом культурного наследия регионального значения.