GPS: 53.624395 , 52.418907
На рубеже XIX и ХХ веков Российская империя переживала период активного железнодорожного строительства. В апреле 1885 года началось строительство Самаро-Уфимской железной дороги за счёт казны. Одной из 23 её станций стал Бугуруслан. Торжественное открытие дороги вместе со станцией состоялось 8 сентября 1888 года.
Железнодорожный вокзал Бугуруслана. 1969 г.
Построение Самаро-Уфимской железной дороги. 1889 г.
Первоначально на станции не было вокзала для пассажиров. На этом месте была построена небольшая казарма, в которой проживал обслуживающий персонал. Рядом с ней находилось станционное здание, включавшее телеграфную комнату. Станция была оборудована осветительным и противопожарным оборудованием.
К началу XX века там появились новые здания. В 1901 году открылся одноэтажный вокзал для обслуживания пассажиров. Открытие станции и вокзала значительно повысило мобильность жителей региона, связав его с центральными и восточными областями страны, и сыграло важную роль в экономическом росте Бугуруслана.
Трудные годы Первой мировой войны и революционных потрясений затронули деятельность железнодорожников. Движение поездов выбивалось из графика. Работа станционного телеграфиста была связана с риском для жизни. Во время Гражданской войны станция Бугуруслан стала штаб-квартирой для чешского коммуниста и писателя-сатирика Ярослава Гашека. Весной 1919 года 36-летний политкомиссар Красной Армии Гашек возглавлял мобильную типографию Пятой армии, оборудованную в железнодорожном вагоне. По прибытии в Бугуруслан вагон-типография стоял на запасном пути. Гашек буквально жил на этой станции. Под его руководством в вагоне-типографии верстались и печатались номера газеты «Красноармейская звезда».
Я. Гашек. XX в.
Вагон-типография III Красной армии. 1919 г.
В 1920–1930 годы на железнодорожной станции Бугуруслана своевременно выполнялись все технические нормативы, что позволило не допускать аварий или многочасовых сбоев при прохождении грузовых и пассажирских составов через город. В годы Великой Отечественной войны станция Бугуруслан была одним из важнейших стратегических объектов страны — там формировались нефтяные железнодорожные составы. Необходимо было строго соблюдать график отправки цистерн с бугурусланской нефтью на ближайшие нефтеперерабатывающие заводы. В основном наливщиками цистерн работали женщины, и работа эта была невероятно трудной, так как нужно было точно соединять тяжёлые шланги, подававшие нефть под давлением, с железнодорожной цистерной. Стремились не пролить ни капли. Военное время диктовало принцип: «Каждая цистерна с нефтью — наш удар по фашистам!» В годы войны отгрузка сырой нефти со станции Бугуруслан увеличилась в пять раз.
В 1950–1980-е годы на станции Бугуруслан активно внедрялись нововведения, связанные с техническим перевооружением железнодорожного транспорта и обработкой грузов. Большое внимание уделялось улучшению культуры и качества обслуживания пассажиров. Рационализировалась продажа билетов на проходящие поезда, обустраивался зал ожидания и привокзальная территория.
В 1990-е годы наблюдался спад хозяйственно-производственной активности, но к началу 2000-х годов ситуация начала улучшаться. Через станцию стало проходить больше товарных и пассажирских поездов. Сегодня в летнее время там проходит более 30 пар пассажирских поездов, в зимнее — от 15 до 20 пар. Эти поезда следуют до Москвы, Петербурга, других крупных городов страны, а также до станций Урала, Сибири, Северного Кавказа и юга России. Среди жителей и гостей города популярны пригородные поезда.
Идет Бугурусланская нефть. 1958 г.
Последовательно на станции Бугуруслан улучшалась и технология обработки грузов, включая малогабаритные и крупногабаритные грузы в универсальных контейнерах весом от 3 до 20 тонн. В 2016 году для удобства пассажиров была проведена коренная реконструкция железнодорожных платформ, а также старого здания вокзала и привокзальной территории. В настоящее время вокзал Бугуруслана представляет собой комфортное многофункциональное здание, оснащённое современной визуальной информацией и навигацией. В одноэтажном вокзале находится уютный зал ожидания, туалетные комнаты, кассы, игровая зона для детей и музейный уголок. В напольных витринах выставлены редкие артефакты, а настенные стенды и экспонаты в открытом доступе рассказывают об истории строительства и эксплуатации Самарского отделения Куйбышевской железной дороги.