GPS: 52.464653 , 44.191421
После Крымской войны в России началось активное строительство железных дорог, поскольку стало очевидным, что стране нужна развитая транспортная инфраструктура. В 1865 году было создано Министерство пути сообщения, которое ежегодно занималось строительством 1,5–2,5 тысячи километров железнодорожных путей. В эти годы железная дорога начала проникать в южные районы европейской части России, ранее остававшиеся на периферии таких проектов. В 1866 году была открыта линия от Москвы до Козлова (сегодня Мичуринск), которую позже продлили до Воронежа, а к 1871 году — до Ростова. В 1893 году Козловско-Воронежско-Ростовская железная дорога объединилась с Грязе-Царицынской, сформировав Юго-Восточную железную дорогу с главной конторой в Воронеже.
Строительство железной дороги через город Сердобск. 1893 г.
К концу XIX века большинство линий Юго-Восточной железной дороги, существующих до сих пор, были завершены. Так, в 1894 году Сердобск был соединён железной дорогой со станцией Ртищево, а через два года эта магистраль продолжилась до станции Таволжанка в Саратовской губернии. Кроме того, через Сердобск пролегла линия Ртищево — Пенза Рязано-Уральской железной дороги, которая теперь является частью Приволжской железной дороги. Появление станции в Сердобске упростило торговлю хлебом и скотом, основными ресурсами уезда в дореволюционные времена. В советское время станция стала ещё важнее для города. К началу 1940-х годов в Сердобске насчитывалось более 50 промышленных предприятий. Во время Великой Отечественной войны Юго-Восточная железная дорога стала прифронтовой и частично фронтовой магистралью, и сердобские железнодорожники сыграли важную роль в обеспечении её бесперебойной работы. В 1956 году на участке железной дороги начал курсировать первый тепловоз, а позже была проведена электрификация.
Станция Ртищево. Общий вид. 1912 г.
Паровоз-кукушка на территории машиностроительного завода г. Сердобска. 1967 г.
Первый вокзал в Сердобске был построен в 1896 году. Это деревянное здание простояло до 1986 года, когда его снесли из-за ветхости. На месте старого вокзала возвели современное бетонное здание, украшенное большими стилизованными часами с кукушкой, отсылкой к продукции Сердобского часового завода, известного в советские годы.
Здание железнодорожного вокзала
На станции некоторое время служил начальником Иван Иванович Озолин (1873–1913), железнодорожник латышского происхождения. В 1908 году его перевели на станцию Астапово в Тамбовской губернии, где в 1910 году он стал свидетелем смерти Л. Н. Толстого. Это событие сильно повлияло на него и, вероятно, привело к ранней смерти. Один из его сыновей, Артур Озолин (1907–1997), родился в Сердобске и стал известным доктором исторических наук, специалистом по средневековой истории Чехии.
И. И. Озолин. 1910 г. Ст. Астапово
В середине 1920-х годов начальником станции был Иван Анисимович Николаев, известный своим увлечением пением. Он организовал вокальный ансамбль, в котором начинал свою творческую карьеру Анатолий Иванович Орфёнов (1908–1987), впоследствии ставший артистом Большого театра и заслуженным артистом РСФСР.
ГАБТ. А. Орфенов в заглавной партии в опере Ш. Гуно «Фауст». 1949 г. Автор фото С. М. Мишин-Моргенштерн
В наши дни станция Сердобск продолжает функционировать в составе Юго-Восточной железной дороги, которая с 2003 года является филиалом ОАО «Российские железные дороги». Ежедневно через Сердобск проходит более дюжины поездов дальнего следования.
Источники:
© Строительство железной дороги через г. Сердобск. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Станция Ртищево. Общий вид. Государственный каталог музейного фонда РФ
© И. И. Озолин. Государственный каталог музейного фонда РФ
© А. Орфенов в заглавной партии в опере Ш. Гуно «Фауст». 1949 г. Государственный каталог музейного фонда РФ