Поселение на месте современного Северодвинска образовалось вокруг монастыря. Пять веков спустя на запустевших монастырских землях возвели судостроительный завод.
GPS: 64.563386 , 39.823781
Символы Северодвинска — не только герб, флаг и гимн, но и известные предприятия «Севмаш», «Звездочка», а также архитектурные сооружения, драматический театр и краеведческий музей, памятники и сосновый бор.
Первый герб Северодвинска разработал архитектор завода «Севмаш» Яковлев по мотивам принятой в 1967 году и переутвержденной в 2009-м эмблемы предприятия как исторического символа города. Исполком Северодвинского горсовета утвердил герб в 1970 году. На нем изображены чайки, шестерни и волны — эти стилизованные элементы использовали в оформлении главных сухопутных ворот Северодвинска — стелы, воздвигнутой в 1972 году на въезде в город со стороны Архангельска.
Герб Северодвинска. 1967 г.
На втором гербе, утвержденном в июле 1992 года, помещен силуэт червленого цветка шиповника на геральдическом серебряном поле. Это одновременно и стилизованное изображение гребного винта атомной подводной лодки, и напоминание о том, откуда произошло одно из исторических названий порта Святого Николая — «Розовый».
Флаг городского округа «Северодвинск» Архангельской области. Утверждён 23 апреля 2020 г.
Автор третьего герба Северодвинска, появившегося в 2003 году, — Андрей Жуков, арт-директор одной из местных фирм. В описании герба сказано: «Щит окрашен в серебряный цвет, в верхней части герба изображена поморская ладья. Нижняя часть разделена на две равные части, где одна часть синего цвета, в которой изображен корабельный якорь, вторая — белая с изображением цветка шиповника». Флаг города, одобренный городскими властями в 2020 году, несет изображение второго герба Северодвинска.
Флаг городского округа «Северодвинск» Архангельской области. Утверждён 23 апреля 2020 г.
Текст гимна Северодвинска написал поэт Александр Васильевич Ипатов, музыку сочинил композитор Приходько. Гимн приняли и официально утвердили на сессии муниципального совета в 2004 году. Он начинается словами:
Где много лет на Белом море,
В краю болот, ветров, дождей
Никольский храм стоял в дозоре
Российских вольных рубежей,
Там вырос город корабелов,
И с морем он неразделим —
С одним на всех нелегким делом,
На всех отечеством одним.
Припев:
Город родной,
Мир и покой,
Бог и Святой Николай.
Вместе с тобой —
Как за стеной,
Гордый отеческий край.
Помимо масштабных производственных и портовых предприятий «Севмаш» и «Звездочка», неотъемлемой частью истории и современного облика Северодвинска стали восстановленный Никольский собор бывшего Николо-Корельского монастыря, приморский Ягринский сосновый бор, городские драматический театр и краеведческий музей, памятники — первостроителям города (1978), академикам Михаилу Васильевичу Ломоносову (1958) и Алексею Николаевичу Крылову (1996), морякам-подводникам, погибшим на атомной подводной лодке «Курск» (2000), военные скульптурно-мемориальные композиции.
Николо—Корельский монастырь в Северодвинске. 2022 г.
Южное побережье Двинской губы уже в XII веке входило во владения Великого Новгорода, со временем пришлые новгородцы ассимилировали финно-угорское население. Поморье не знало ни монголо-татарского ига, ни крепостного права. Возможно, потому его жители свободолюбивы и независимы. Русский субэтнос, за которым с XVIII столетия закрепилось название «поморы», имел собственный говор — «поморьскую говóрю». Они также славились как искусные добытчики морского зверя, рыбаки, мореходы, на своих деревянных ладьях-«кочах» бороздившие суровые северные моря задолго до европейских первооткрывателей.
Поморы—рыбаки. Конец XIX в.
Поселение на месте современного Северодвинска возникло вокруг Николо-Корельского мужского монастыря, первое летописное упоминание о нем датируется 1419 годом. На протяжении почти двух столетий монастырская якорная стоянка на ближайшем острове Ягры была морскими воротами Русского государства. В XV–XVI веках через этот порт отправлялись в Западную Европу русские послы, прибывали торговые корабли заморских «гостей».
Вид с юго—запада на Никольский собор Николо—Корельского монастыря. 1936 г.
Летом 1553 года в поисках северного пути в Индию здесь бросил якорь корабль «Эдуард Бонавентура» под командой капитана Ричарда Ченслера, который из-за обилия цветущего шиповника назвал остров «Розовым». «Прииде корабль с моря на устье Двины реки… от английского короля Эдварда посол Рыцарт, а с ним — гости», — повествует Двинская летопись. Обнаружив напротив Николо-Корельского монастыря удобную закрытую корабельную стоянку, Ченслер назвал ее «рейдом Святого Николая».
Ричард Ченслор
В конце ноября 1553 года англичанин отправился на санях в Москву на царскую аудиенцию, в результате которой между Россией и Великобританией были установлены дипломатические и торговые отношения. Ченслер стал первым послом Лондона в Москве, вновь образованная английская «Московская компания» (Muscovy Company) получила монопольные права на торговлю с Россией, которыми пользовалась до 1698 года.
С основанием в 1584 году города Новохолмогоры, переименованного в 1613 году в Архангельск, порт Святого Николая начал терять свое государственное значение. Основой монастырского хозяйства надолго стали рыбный и соляной промыслы. После расцвета в XVII–XVIII веках монастырь стал постепенно угасать и в 1920 году был упразднен.
Ричард Ченслер на приеме у русского царя Ивана Грозного. XVI—XVII вв.
В 1936 году по решению Политбюро ЦК ВКП(б) и Совета труда и обороны СССР на запустевших монастырских землях возвели судостроительный завод № 402 для созданной в 1933 году Северной военной флотилии. По своему значению и масштабам это строительство стояло в одном ряду с такими объектами первых пятилеток, как Днепрогэс и Магнитка. В июне 1936 года на Никольском берегу высадилась первая партия рабочих во главе с начальником стройки Иваном Кирилкиным, в 1937 году они основали поселок Судострой.
Хотя к этому моменту его население перевалило за 15 тысяч, рабочих рук остро не хватало, и в августе 1938 года строительство передали НКВД. Рабочий поселок получил статус города, его переименовали в Молотовск. На острове Ягры появились бараки Ягринлага, число сидельцев которого к началу 1941 года превысило 31 тысячу, сам лагерь просуществовал до 1953 года.
Заключенные строили город, завод и порт, бывшие среди них инженеры-кораблестроители, свезенные со всех концов страны, внесли весомый вклад в создание нового предприятия. На заводских стапелях 21 декабря 1939 года заложили первый военный корабль, и этот день считается датой рождения северной советской военно-морской кузницы.
Барак Ягринлага. 1938—1942 гг.
В годы Великой Отечественной войны Северодвинск был одним из главных транспортных морских узлов, который принимал и отправлял важнейшие ресурсы и сырье. Город также стал крупнейшей на Севере судоремонтной базой.
За годы Великой Отечественной войны на верфях завода № 402 построили десятки морских охотников, минных заградителей, эскадренных миноносцев, легких крейсеров; в цехах производили снаряды, глубинные бомбы, другую военную продукцию. Порт получил глубоководные причалы и железную дорогу, был оборудован мощными механизмами для разгрузки судов союзников по антигитлеровской коалиции и отправки экспортного сырья. С 1942 года наряду с Архангельском и Мурманском Молотовск стал основным грузополучателем ленд-лиза, особенно в зимнее время.
Корабли Северного флота с десантниками на пути к Киркенесу. 1944 г.
По решению Государственного комитета обороны СССР от 13 августа 1941 года, молотовский судостроительный завод начал выпуск больших морских охотников за подводными лодками, которых за годы войны в общей сложности здесь было построено 12. Одновременно на заводе освоили производство снарядов, взрывателей для глубинных бомб, понтонов, якорей, минных тралов.
Корабли Северного флота с десантниками на пути к Киркенесу. 1944 г.
Обескровленный мобилизациями город с населением менее 30 тысяч человек превратился в крупнейшую на Севере судоремонтную базу транспортного, ледокольного и военного флота. Его порт приспособили для приема и разгрузки крупнотоннажных транспортов союзников. Первый союзнический конвой приняли здесь в конце ноября 1941 года, последний — в начале 1945 года.
Только за пять последних недель 1941 года молотовский порт принял и обработал 36,2 тысячи тонн импортных грузов и около 7,5 тысячи тонн бензина. В 1991 году, к 50-летию северных конвоев, на здании северодвинского железнодорожного вокзала была установлена памятная доска, в церемонии открытия которой приняли участие ветераны стран-союзниц СССР по антигитлеровской коалиции.
Советский ледокол «Александр Сибиряков» горит и тонет после боя с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер». 1942 г.
За годы войны 457 заводчан и около 100 работников порта наградили орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знаком Почета», медалью «За трудовое отличие». Тысячи горожан получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1983 году указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в годы Великой Отечественной войны Северодвинск был награжден орденом Ленина. Особый вклад в трудовые успехи Северодвинска в первые годы его существования внесли руководители города и завода — Иван Тарасович Кирилкин, Иван Афанасьевич Плюснин, Сергей Александрович Боголюбов.
Работники «Севмаша».1941—1945 гг.
Кирилкин Иван Тарасович (1890–1942) родился в городе Александровске-Грушевском (ныне — Шахты Ростовской области). Беспризорник, участник Гражданской войны. Получил образование инженера-металлурга, стажировался на профильных предприятиях США, Великобритании, Франции, Чехословакии, Германии. В середине 1920-х годов работал управляющим рудниками на Донбассе, затем директором Макеевских металлургических заводов, с 1929 года стал директором вновь построенного, тогда крупнейшего в СССР Краматорского завода тяжелого машиностроения. С 1935 года — член ЦИК СССР, кавалер ордена Ленина.
Иван Тарасович Кирилкин
В мае 1936 года по личной просьбе Кирилкина нарком Григорий Константинович Орджоникидзе назначил его начальником строительства судостроительного завода и рабочего поселка Судострой (ныне — Северодвинск). В июне 1936 года на колесном пароходе «Иван Каляев» Иван Тарасович прибыл на место с первой партией вольнонаемных рабочих. За первый же год под его руководством построили десятки жилых домов, клуб, школу, в сложнейших северных условиях проложили железную дорогу и высоковольтную ЛЭП от Архангельска, возвели бетонный и кирпичный заводы, механические мастерские.
В сентябре 1938 года, почти сразу после передачи строительства в ведение НКВД, Кирилкина арестовали по ложному обвинению во вредительстве, крупной растрате, сотрудничестве с рядом иностранных разведок. В мае 1941 года военный трибунал приговорил его к 15 годам лагерей, он погиб в марте 1942 года в Вятском исправительно-трудовом лагере. В 1956 году Иван Тарасович был полностью реабилитирован.
Клуб в Ягринлаге
Плюснин Иван Афанасьевич (1903–1955) — выходец из крестьян Шенкурского уезда Архангельской губернии. В молодости работал матросом, рабочим лесозавода, с 1925 года был на местной профсоюзной, а с 1930 года — на партийной работе. До войны окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б). С ноября 1941 года по апрель 1952 года — первый секретарь Молотовского райкома ВКП(б).
Иван Афанасьевич создавал и укреплял противовоздушную оборону города, чтобы обеспечить бесперебойный выпуск военной продукции на его предприятиях, вплотную занимался вопросами гражданской городской застройки. В последние годы жизни был на руководящей партийной и советской работе в Архангельске. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Похоронен в Архангельске. С 1961 года имя Ивана Плюснина носит улица Северодвинска, а также одно из вспомогательных судов воднотранспортного цеха «Севмаша».
Плюснин Иван Афанасьевич
Боголюбов Сергей Александрович (1907–1990) — уроженец Николаевской губернии. После того как в 1927 году окончил Николаевский кораблестроительный институт, работал на Северной судостроительной верфи в Ленинграде, с осени 1941 года — директор Ленинградского судостроительного завода имени Андрея Александровича Жданова.
Сергея Александровича назначили 15 сентября 1942 года директором судостроительного завода № 402 в Молотовске, на котором он организовал ремонт боевых кораблей, транспортных судов и ледоколов, а также строительство больших морских охотников и эсминцев с применением разработанной им блочной технологии. Кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» (дважды), награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Боголюбов Сергей Александрович
В августе 1949 года Боголюбова арестовали в рамках печально известного «ленинградского дела». Находясь под следствием в Москве, два года провел в одиночной камере. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к расстрелу, в 1951 году наказание заменили на 25 лет заключения в лагерях. После реабилитации и освобождения в 1954 году до конца жизни работал в Ленинграде, где и похоронен. В 1979 году Сергею Александровичу Боголюбову присвоили звание «Почетный гражданин Северодвинска». В 2007 году на здании одного из цехов «Севмаша» ему установили мемориальную доску.
В послевоенные годы молотовский завод начал строить подводные лодки с ядерной двигательной установкой. Первой из них и третьей в мире стала спущенная на воду в 1957 году лодка «Ленинский комсомол». В следующие 20 лет под руководством директора Евгения Павловича Егорова завод превратился в крупнейший в мире центр атомного подводного судостроения.
Советская подводная лодка К–21 отправляется в боевой поход из Полярного. 1942 г.
За годы войны 457 заводчан и около 100 работников порта наградили орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знаком Почета», медалью «За трудовое отличие». Тысячи горожан получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1983 году указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в годы Великой Отечественной войны Северодвинск был награжден орденом Ленина. Особый вклад в трудовые успехи Северодвинска в первые годы его существования внесли руководители города и завода — Иван Тарасович Кирилкин, Иван Афанасьевич Плюснин, Сергей Александрович Боголюбов.
Работники «Севмаша».1941—1945 гг.
Кирилкин Иван Тарасович (1890–1942) родился в городе Александровске-Грушевском (ныне — Шахты Ростовской области). Беспризорник, участник Гражданской войны. Получил образование инженера-металлурга, стажировался на профильных предприятиях США, Великобритании, Франции, Чехословакии, Германии. В середине 1920-х годов работал управляющим рудниками на Донбассе, затем директором Макеевских металлургических заводов, с 1929 года стал директором вновь построенного, тогда крупнейшего в СССР Краматорского завода тяжелого машиностроения. С 1935 года — член ЦИК СССР, кавалер ордена Ленина.
Иван Тарасович Кирилкин
В мае 1936 года по личной просьбе Кирилкина нарком Григорий Константинович Орджоникидзе назначил его начальником строительства судостроительного завода и рабочего поселка Судострой (ныне — Северодвинск). В июне 1936 года на колесном пароходе «Иван Каляев» Иван Тарасович прибыл на место с первой партией вольнонаемных рабочих. За первый же год под его руководством построили десятки жилых домов, клуб, школу, в сложнейших северных условиях проложили железную дорогу и высоковольтную ЛЭП от Архангельска, возвели бетонный и кирпичный заводы, механические мастерские.
В сентябре 1938 года, почти сразу после передачи строительства в ведение НКВД, Кирилкина арестовали по ложному обвинению во вредительстве, крупной растрате, сотрудничестве с рядом иностранных разведок. В мае 1941 года военный трибунал приговорил его к 15 годам лагерей, он погиб в марте 1942 года в Вятском исправительно-трудовом лагере. В 1956 году Иван Тарасович был полностью реабилитирован.
Клуб в Ягринлаге
Плюснин Иван Афанасьевич (1903–1955) — выходец из крестьян Шенкурского уезда Архангельской губернии. В молодости работал матросом, рабочим лесозавода, с 1925 года был на местной профсоюзной, а с 1930 года — на партийной работе. До войны окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б). С ноября 1941 года по апрель 1952 года — первый секретарь Молотовского райкома ВКП(б).
Иван Афанасьевич создавал и укреплял противовоздушную оборону города, чтобы обеспечить бесперебойный выпуск военной продукции на его предприятиях, вплотную занимался вопросами гражданской городской застройки. В последние годы жизни был на руководящей партийной и советской работе в Архангельске. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Похоронен в Архангельске. С 1961 года имя Ивана Плюснина носит улица Северодвинска, а также одно из вспомогательных судов воднотранспортного цеха «Севмаша».
Плюснин Иван Афанасьевич
Боголюбов Сергей Александрович (1907–1990) — уроженец Николаевской губернии. После того как в 1927 году окончил Николаевский кораблестроительный институт, работал на Северной судостроительной верфи в Ленинграде, с осени 1941 года — директор Ленинградского судостроительного завода имени Андрея Александровича Жданова.
Сергея Александровича назначили 15 сентября 1942 года директором судостроительного завода № 402 в Молотовске, на котором он организовал ремонт боевых кораблей, транспортных судов и ледоколов, а также строительство больших морских охотников и эсминцев с применением разработанной им блочной технологии. Кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» (дважды), награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Боголюбов Сергей Александрович
В августе 1949 года Боголюбова арестовали в рамках печально известного «ленинградского дела». Находясь под следствием в Москве, два года провел в одиночной камере. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к расстрелу, в 1951 году наказание заменили на 25 лет заключения в лагерях. После реабилитации и освобождения в 1954 году до конца жизни работал в Ленинграде, где и похоронен. В 1979 году Сергею Александровичу Боголюбову присвоили звание «Почетный гражданин Северодвинска». В 2007 году на здании одного из цехов «Севмаша» ему установили мемориальную доску.
В послевоенные годы молотовский завод начал строить подводные лодки с ядерной двигательной установкой. Первой из них и третьей в мире стала спущенная на воду в 1957 году лодка «Ленинский комсомол». В следующие 20 лет под руководством директора Евгения Павловича Егорова завод превратился в крупнейший в мире центр атомного подводного судостроения.
Советская подводная лодка К–21 отправляется в боевой поход из Полярного. 1942 г.
В 1959 году завод получил название Северного машиностроительного предприятия — «Севмаш». Ремонтом, а затем и утилизацией атомных субмарин занимался основанный в 1946 году Центр судоремонта «Звездочка». На сегодняшний день на обоих градообразующих предприятиях Северодвинска в общей сложности трудится около 40 тысяч горожан.
Источник: © Статья «Николо–Корельский монастырь» на dzen.ru
Источник: © Православная страница Николая и Елены Андрущенко
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © MOSCOVERY
Источник: © ФГБУК «Государственный исторический музей»
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Военный альбом – Фотографии Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939–1945).
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © wiki2.org – Википедия. Переиздание
Источник: © ПО «Севмаш»
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Военный альбом – Фотографии Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939–1945).
Источник: © Военный альбом – Фотографии Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939–1945).
Источник: © Проект «Город тот дорог»
Источник: © Старый Архангельск
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Первые каменные здания, в том числе Никольский собор, появились в монастыре в конце XVII века. С 1930-х годов здесь располагается ПО «Севмаш», однако в 1990-х сохранившиеся постройки вернули РПЦ.
Возведение города на столь болотистой местности — настоящий подвиг. В память о нем в Северодвинске установлен барельеф, на котором изображены начальник стройки, геодезист и женщина-работница.
Каждый из памятников представляет собой бронзовую ростовую фигуру В. И. Ленина. На площади перед заводоуправлением «Севмаша» памятник появился в 1960 году, а на площади Победы — в 1988 году.
Памятник установлен на площади Ломоносова в 1958 году и завершает ее архитектурный ансамбль в стиле классицизма. Великий ученый-энциклопедист, уроженец Архангелогородской губернии, здесь особенно почитаем.
Фонды музея насчитывают более 62 тысяч экспонатов, распределенных по 32 коллекциям. В его основе — этнографическая коллекция краеведа А. И. Патокина, а также личные вещи и документы, переданные ветеранами.
Годом основания театра считается 1937, когда театральный кружок рабочей молодежи поставил свой первый спектакль. Позднее его переименовали в театр драмы, и в нем сформировалась профессиональная труппа.
Датой основания «Севмаша» считается 21 декабря 1939 года — день, когда на его стапелях заложили первый линкор. Сегодня здесь строятся атомные подводные ракетоносцы. В 1971 году при заводе открылся музей.
Второе градообразующее предприятие Северодвинска — центр судоремонта «Звездочка». С 1990 года здесь также проводят утилизацию ядерных установок, а с 2005 года производят металлоконструкции для космодромов.
На острове расположен ряд мемориалов. Среди них мемориал на месте захоронения 103 воинов Карельского фронта ВОВ и памятник, посвященный трагедии на атомной подлодке «Курск» — ее построили на «Севмаше».
Каждый из памятников представляет собой бронзовую ростовую фигуру В. И. Ленина. На площади перед заводоуправлением «Севмаша» памятник появился в 1960 году, а на площади Победы — в 1988 году.
Кладбищенская церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вельске, построенная в 1793–1796 годах — самая старая сохранившаяся постройка в городе. После закрытия в 1930-х годах и использования под мастерские, храм был возвращён верующим в 1946 году.
Церковь Воскресения Христова в деревне Козловская, построенная в 1791 году и недавно отреставрированная, — самое высокое здание в районе, привлекающее внимание своей внушительной архитектурой. Сегодня она вновь открыта для прихожан.
Первое монументальное изображение Ленина в Вельске, установленное в 1926 году, было заменено на фигуру в полный рост в 1980 году, а затем разрушено в результате взрыва в 1992 году.
Вельский краеведческий музей, основанный в 1919 году благодаря усилиям коллекционера Василия Кулакова, — один из старейших в Архангельской области. В нём содержится богатая коллекция артефактов, отражающих историю региона.
Открытая в 2010 году картинная галерея Вельска, расположенная в старинном деревянном доме, привлекает до тысячи посетителей ежемесячно и славится разнообразием выставок. В ней представлены работы художников и фотографов со всей России.
Научно-образовательный культурный центр «Дом Г. Д. Карпеченко», открытый в 2009 году в доме, где родился знаменитый генетик, объединяет музей, лекторий и лабораторию. Центр проводит образовательные мероприятия и научные семинары.
Вельский Культурный центр, расположенный в историческом здании бывшего Спасо-Преображенского собора, — ключевая концертно-досуговая площадка города. После преобразования из собора в дом культуры в 1960-х годах, центр стал популярным местом.
Мемориальный комплекс в сквере рядом с Парком Победы в Вельске, установленный в 2013 году, посвящён памяти вельчан, погибших в локальных конфликтах, в первую очередь в афганской войне.
Несмотря на то что Ломоносов никогда не посещал Вельск, в 2011 году здесь была открыта аллея в честь 300-летия со дня его рождения.
Коневодческий комплекс рядом с Вельском, основанный в 1943 году по приказу маршала Будённого, — один из старейших и самых важных в Архангельской области. Сегодня он известен своими лошадьми русской и орловской рысистых пород.
Первый мост через реку Вага в Вельске был построен в 1930-е годы и заменён в 1966 году стальным мостом, обрушившимся в 2015 году из-за перегрузок. Новый мост, введённый в эксплуатацию осенью 2020 года, протяжённостью 170 метров.
В середине XIX века появилась необходимость строительства железнодорожной ветки для соединения Котласа с Архангельском, что произошло в 1899 году с завершением ветки Пермь — Котлас.
Котласский краеведческий музей расположен в здании, построенном в 1905–1907 годах и изначально служившем культурным центром «Народный дом общества трезвости». Сегодня музей хранит историю города и района, в нём проводятся экскурсии и лекции.
Проект строительства железной дороги через Вельск был инициирован в 1860-х годах, но начался только в конце 1920-х годов, завершившись в 1942 году. В результате железная дорога стала важным экономическим и военно-стратегическим объектом.
Свято-Стефановский храм в Котласе — важная историко-архитектурная доминанта и духовный центр города с историей, восходящей к XVII веку и связываемой с именем Стефана Пермского.
Памятник Северо-Двинской военной речной флотилии в Котласе посвящён событиям Гражданской войны и отражает борьбу местных жителей против иностранных интервентов, поддерживавших Колчака.
В 2007 году в честь 90-летия Котласа «Российские железные дороги» подарили городу паровоз серии Л № 5129, разработанный конструктором Л. С. Лебедянским и прозванный «Лебедянка» за свою надёжность и элегантность.
Памятник-самолёт Як-40 был установлен в Котласе в 2016 году в честь 100-летнего юбилея города на месте бывшего аэродрома Котлас-1, который играл важную роль в транспортной инфраструктуре региона.
Здание в стиле сталинского ампира, построенное в Котласе в 1954 году, изначально служило управлением Печорской железной дороги. Сегодня оно сохраняет свою архитектурную значимость, в здании размещается общеобразовательное учреждение «РЖД лицей №1».
В 1959 году в Котласе был построен Дом культуры в стиле неоклассицизма. Изначально предназначенный для железнодорожников, он был переименован в Котласский Дворец культуры в 2003 году и сегодня там проводятся выставки, концерты и праздники.
Проект «Северное Трёхречье», запущенный в 2015 году, объединяет Котлас и соседние районы Архангельской области в туристический кластер, акцентируя внимание на культурном и природном потенциале региона.
В XXI веке Котлас стал известен благодаря проекту «Северное Трёхречье», в рамках которого были установлены уникальные скульптуры котов, ставшие новыми символами города. Эти фигурки, снабжённые QR-кодами, популярны у жителей и гостей города.
Название дороги произошло от близлежащей реки Кудьма. Колея шириной 750 миллиметров работает на тепловой тяге. Ее построили в 1949 году для доставки ресурсов из расположенных к югу от города леспромхозов.
Пароход «Н. В. Гоголь» — самое старое речное пассажирское судно России, по-прежнему находящееся в эксплуатации. В 1990-х годах его реконструировали по современным стандартам, сохранив его исторический облик.
Железную дорогу проложили здесь в 1936 году, но регулярные пассажирские перевозки запустили только в конце 1938 года. До этого сухопутное сообщение с другими городами практически отсутствовало.
Город связан со многими важными именами: отсюда отправился в Москву М. Ломоносов, здесь учился в школе В. Пикуль. Также он ассоциируется с атомным кораблестроением: его подлодки установили не один рекорд.
Праведный Кирилл Вельский, почитаемый как небесный покровитель города, стал известен благодаря чудесному обретению его мощей и многочисленным исцелениям, произошедшим после смерти святого. Сегодня Кириллов день отмечается в Вельске как День города и включает литургию, крестный ход и фестиваль с ярмарками и народными гуляниями.
Спорт в Котласе всегда был важной частью жизни города, особенно хоккей с мячом, который благодаря талантливым спортсменам и тренерам вывел город на мировой уровень. В семье Тюкавиных сложилась спортивная династия, где Александр Васильевич Тюкавин стал восьмикратным чемпионом мира по хоккею с мячом, а его сыновья, Даниил и Константин, также продолжили спортивную традицию, добившись успехов в хоккее и футболе.
Инженер-кораблестроитель, один из создателей советской школы атомного подводного судостроения
Советский инженер-кораблестроитель и крупный организатор производства, проектировал и создавал атомный флот СССР
Российский инженер-судостроитель, почетный судостроитель Российской Федерации, кавалер орденов Ленина и Октябрьской революции, почетный гражданин Северодвинска
Современный город Шахты — третий в Ростовской области по количеству жителей и четвёртый по объёму промышленности. Его население составляет 222,5 тысячи человек.
Грязовец относится к малым городам Европейского Севера, сохранившим свою самобытность. Он появился на оживлённом торговом тракте и стал центром одного из самых развитых районов Вологодчины.
Самые ранние поселения на территории современного города датируются IX веком. Долина реки Свислочь была заселена кривичами и дреговичами.
Муром — один из промышленных и торговых центров страны, город с многовековой историей. Первые каменные постройки появились в Муроме во времена Ивана Грозного.
Согласно ничем не подтверждённому преданию, поселение на месте будущего Коврова было основано в XII веке на берегу реки Клязьмы великим князем Юрием Долгоруким.
Старинная деревня Ступино преобразилась с приходом советской власти и индустриализацией. На полях древних сражений возвели авиакомбинаты, работающие и по сей день.