Город на Волге с 300-летней историей. Был знаменит успешными купцами, бойкой торговлей и своими арбузами. Сейчас это небольшой и современный промышленный город.
GPS: 50.092650 , 45.416028
Камышин — районный центр Волгоградской области с населением около 108 тысяч человек. В 1697–1780 годах он носил название Дмитриевск. В городе находится речной порт, а также станция Приволжской железной дороги. Через Камышин проходит федеральная автомобильная трасса Р-228 Сызрань — Саратов — Волгоград.
Вид на Камышин
Камышин расположен на Приволжской возвышенности на берегу Волги, в устье Камышинки, ее правого притока, примерно в 200 километрах к северо-востоку от областного центра. Город был основан в 1668 году, когда царь Алексей Михайлович для охраны волжского торгового пути от восставших под предводительством Степана Тимофеевича Разина казаков и крестьян направил отряд стрельцов в устье Камышинки. На ее левом берегу под руководством британского военного инженера Томаса Бейли была заложена «крепостца». В 1670 году разинцы ее сожгли, но вскоре поселение возродилось, а его гарнизон был усилен.
Царь Алексей Михайлович
В 1695 году Петр I, побывав в этих краях в ходе первого похода на Азов, задумал соединить Волгу и Дон каналом через их притоки — Камышинку и Иловлю, «чтоб из Дону или Танаиса кораблями… в Волгу или Астраханскую реку в Каспийское море входить». Главным портом будущего Волго-Донского канала должна была стать вновь отстроенная по царскому указу крепость, вскоре названная Дмитриевском по названию полка, переведенного сюда в 1697 году из Казани «для охраны шлюзного дела». Строительство трехкилометрового канала велось в 1697–1701 годах, но так и не было завершено.
Проект соединения Волги и Дона судоходным каналом
В начале XVIII века город дважды оказывался в руках мятежников: в 1704 году его захватили казаки, взбунтовавшиеся против петровских нововведений, а в 1708 году — булавинцы. После подавления бунтов власти перенесли крепость на правый берег Камышинки. В середине XVIII столетия город пережил экономический подъем, связанный с развитием торговли по Дону и Волге и началом промышленной соледобычи на прикаспийском озере Эльтон.
Добыча соли на озере Элтон. 1834 г.
В Дмитриевске появилась соляная пристань и казенные соляные «магазины» (склады), а на противоположной стороне Волги — охраняемые «соляные городки». К началу следующего столетия город принимал до семи миллионов пудов (свыше 110 тысяч тонн) соли в год.
В середине XVIII века население Дмитриевска достигло 1 700 человек, среди которых было более 70 купцов. Город обустраивался — в нем появились мостовые, взвозы на Волгу, крепость получила дополнительные укрепления, была построена каменная церковь, здания канцелярии коменданта и других казенных учреждений.
Лесотаска - механизм для извлечения на берег сплавного леса
Новый импульс развитию Дмитриевска дала Екатерина II, посетив его в 1767 году в ходе своего волжского турне. Следствием высочайшего визита стало появление в окрестностях города десятков поселений немецких и чешских колонистов с их передовыми для своего времени методами ведения хозяйства. Был дан старт и научному изучению края — в конце 1760-х годов в городе побывала экспедиция Академии наук.
Екатерина II
Первая половина 1770-х годов ознаменовалась для Дмитриевска чередой бедствий: после катастрофического пожара два года горожан косила эпидемия чумы, а летом 1774 года город захватило войско Емельяна Пугачева. Коменданта города, полковника Каспара Меллина, и верных ему офицеров и чиновников пугачевцы казнили в овраге, который горожане прозвали Висельным. Покончив с пугачевщиной, в 1780 году Екатерина II переименовала Дмитриевск в Камышин и сделала уездным городом Саратовской губернии, утвердив его герб
Емельян Пугачев
На протяжении XIX века Камышин неспешно развивался как типичный поволжский купеческий городок, в середине этого столетия его население приблизилось к 10 тысячам. Город застраивался в камне, постепенно сложился ансамбль его центральной части, в нем появились банки, средние учебные заведения, больница и телеграф.
Вид на Камышин. 1900-1917 гг.
В 1890-е годы открылось железнодорожное сообщение с Тамбовом, был модернизирован порт, заработали паровые мельницы, элеватор, кирпичные, лесообрабатывающие, рыбные и другие предприятия, в городе был проведен водопровод, появился Александровский (названный в честь Александра II) общественный парк. В конце столетия в Камышине насчитывалось до двухсот мануфактурных, галантерейных, бакалейных, мясных, мучных, пивных и прочих магазинов и лавок. Первая всероссийская перепись 1897 года зафиксировала в городе более 16 тысяч жителей.
Железнодорожный вокзал в Камышине. 1890-е гг.
В августе 1906 года камышинский пролетариат под руководством местных революционных организаций поднял вооруженный мятеж, в ходе которого восставшие соорудили баррикады, захватили железнодорожную станцию, пристань и тюрьму. Восстание было подавлено войсками, судебные процессы над его участниками продолжались до 1909 года.
В ноябре 1917 года камышинская организация РСДРП(б) провозгласила установление в городе советской власти. В Гражданской войне Камышин выступал ближайшим тылом обороны Красной армией Царицына. Город неоднократно, но безуспешно штурмовал атаман Петр Николаевич Краснов, в июле 1919 года его взяли войска Петра Николаевича Врангеля, ранее овладевшие Царицыном, но уже в августе оставили его.
Демонстрация с требованием равенства мужчин и женщин в Камышине. 1917 г.
В годы первых советских пятилеток в Камышине были построены консервный, хлебный, лакокрасочный и стеклотарный заводы, в 1932 году ниже по течению Волги развернулась подготовка к возведению гигантского Камышинского гидроузла, но в 1936 году от проекта отказались, отдав предпочтение Куйбышевской ГЭС. Накануне Великой Отечественной войны в Камышине проживало 24 тысячи человек.
Проект Камышинского гидроузла
В послевоенные годы, в рамках «Сталинского плана преобразования природы», который предусматривал создание в степных и лесостепных районах СССР лесных насаждений общей протяженностью свыше 5 300 километров, от Камышина до Сталинграда была проложена восьмирядная лесозащитная полоса. В самом городе появились новые производства, в их числе крупнейший в Европе хлопчатобумажный комбинат, а также крановый завод.
Плакат в поддержку «Сталинского плана преобразования природы»
В середине 1990-х годов население Камышина достигло своего максимума в 129 тысяч человек. Сегодня в Камышине работает два десятка крупных промышленных предприятий, город активно благоустраивается в соответствии с принятым в 2009 году генеральным планом его развития до 2030 года.
Первый герб Камышина был высочайше утвержден в 1781 году. В верхней части геральдического щита помещался герб Саратова как губернского центра, в нижней — «трава, называемая камыш, в белом поле, от которой город сей название свое получил».
Герб Камышина 1781 г.
Советский герб города был утвержден в 1968 году по эскизу авторского коллектива под руководством архитектора Н. М. Капова. Вот его описание: «В серебряном поле с лазоревой каймой, разорванной сверху, три стебля камыша; поверх стеблей и каймы положена червленая перевязь, обремененная серебряными шестерней и челноком».
Герб Камышина 1968 г.
Ныне действующий герб Камышина утвержден городской думой в 2003 году. Он создан по эскизу заслуженного художника России Владислава Эдуардовича Коваля и выглядит следующим образом: в серебряном поле три вырастающих из лазоревой оконечности стебля камыша. Щит увенчан золотой башенной короной о трех видимых зубцах, соответствующей городскому статусу и указывающей на муниципальную принадлежность герба.
Действующий герб Камышина
Флаг города представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, на котором воспроизведены фигуры герба.
Флаг Камышина
Гимн Камышина был утвержден в 2017 году. Автором музыки и слов к гимну стал почетный гражданин города Евгений Иванович Крюков.
Мой любимый Камышин прекрасен,
На распутье бескрайних дорог,
Город-порт, посреди русских пашен,
Ты, как крепость, торжественно строг.
Припев:
Загорается заря над Волгой,
Солнце поднимается все выше.
Я тебе желаю жизни долгой,
Город мой, судьба моя — Камышин!
Всех героев своих прославляем.
Сердце юных стремится в полет.
Мы о жизни счастливой мечтаем
И уверенно смотрим вперед!
Припев.
Гордость русской истории славной,
В гости разные флаги плывут,
Вдоль по берегу Волги державной
Городские кварталы растут.
Земская управа в Камышине
Одним из неофициальных символов Камышина считается Земский дом, построенный в 1901 году по проекту архитектора Андрея Тимофеевича Тимофеева с использованием мотивов московско-ярославского зодчества XVII века.
С началом Великой Отечественной войны около 23 тысяч жителей города и района ушли на фронт, семь тысяч из них не вернулись с войны.
Комсомолки города Камышина добровольно ушедшие на фронт. 1942 г.
В ноябре 1942 года в парке культуры и отдыха Камышина 2 200 комсомольцев-добровольцев перед отправкой на фронт дали клятву отстоять Сталинград. В память об этой клятве в парке установлена стела.
Накануне войны, в мае 1941 года в Камышин из Соликамска было передислоцировано танковое училище. На протяжении всей войны в нем готовили командиров танков Т-34 и техников, которые приняли активное участие в битве за Сталинград. В военные годы в городе появилось специальное учебное заведение, созданное на базе Бобруйского военно-тракторного училища. Первый выпуск Камышинского училища состоялся осенью 1942 года.
Флаг Камышинского танкового училища
В октябре 1941 года Камышин стал прифронтовым городом, в нем был образован штаб обороны, городская промышленность перешла на военные рельсы — стеклотарный и лакокрасочный заводы стали выпускать бутылки с зажигательной смесью, консервный завод — солдатские котелки и сигнальные ракетницы, мастерские элеватора и хлебозавода освоили производство стрелкового оружия.
Камышинский стеклотарный завод
Другие предприятия Камышина производили ящики для снарядов, запчасти для автомобилей и тракторов, предметы обмундирования и военной экипировки, ремонтировали авиамоторы, в железнодорожном депо восстанавливали паровозы и вагоны. Бесперебойно работали камышинская переправа через Волгу и железнодорожная станция. Через Камышин в Сталинград шли пополнения, боеприпасы, продовольствие и вооружение.
Эшелоны с войсками и боевой техникой
О подвиге транспортников напоминает установленный на Волгоградской улице Камышина памятник автомобилю военных времен ЗИС-5.
Памятник автомобилю военных времен ЗИС-5
В годы войны через Камышин прошла построенная в рекордные шесть месяцев Волжская рокадная железная дорога, связавшая Сталинград, Саратов, Сызрань и Ульяновск. Ее участок от Сталинграда до Камышина открылся в июле, а от Иловли до Саратова — в сентябре 1942 года. 1000-километровая линия обеспечила снабжение всем необходимым Сталинградского и Донского фронтов.
Строительство Волжской рокадной железной дороги
С первых месяцев войны в Камышин стали прибывать тысячи эвакуированных из западных регионов СССР, к зиме 1942 года его население увеличилось в восемь раз. Первый санитарный поезд прибыл в Камышин в начале июля 1941 года. В последующие месяцы в городе было развернуто 36 госпиталей, шефство над которыми взяли камышинские предприятия. Камышане сдавали кровь, создавали санитарные дружины и агитбригады, которые выступали перед ранеными. На зданиях госпиталей ныне установлены мемориальные доски. В городском сквере Воинской Славы захоронены 1 858 красноармейцев и офицеров, скончавшихся от ран.
В Камышинском госпитале
Десять уроженцев Камышина и Камышинского района были удостоены звания Героя Советского Союза. Это летчики Алексей Петрович Маресьев, Иван Александрович Лазарев, Иван Федорович Базаров и Сергей Степанович Давыдов, телеграфист Михаил Львович Воинов, артиллерист Николай Петрович Дякин, командиры полка Иван Николаевич Запорожский и батальона Владимир Степанович Новиков, партизан Роберт Александрович Клейн и танкист Герман Николаевич Липкин.
В Камышине Михаил Александрович Шолохов написал первые главы романа «Они сражались за Родину». Ныне в доме 74 по Набережной улице работает музей писателя.
Дом-Музей М. А. Шолохова в Камышине
Материалы, посвященные участию камышан в Великой Отечественной войне, широко представлены в экспозиции Камышинского историко-краеведческого музея.
Источник: © Информационный портал «Заметки путешественника»
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Интернет-портал «ИНФОКАМ»
Источник: © Исторический сайт «LegendaPress»
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © «Vector-images.com» - сервисы по векторной графике
Источник: © «Vector-images.com» - сервисы по векторной графике
Источник: © «Vector-images.com» - сервисы по векторной графике
Источник: © Cетевое сообщество LiveJournal
Источник: © Проект «DRIVE2» — сообщество машин и людей
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Агрегатор новостей «БеzФормата»
Источник: © Сайт Администрации Камышина
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Социальная сеть «Одноклассники»
Источник: © Сайт движения «Бессмертный полк»
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Сайт Администрации Камышина
Источник: © Проект «Волжская рокада»
Источник: © Сетевой проект Wikimedia Commons
Центральная районная библиотека Мурома является одной из крупнейших в регионе и насчитывает более 63 тысяч изданий. Библиотеку основали в XIX веке, а уже в XX признали лучшей в стране.
Станция Приволжской железной дороги. Её вокзал в псевдорусском стиле был построен в конце XIX века. Внешний вид здания сохранился почти в первозданном виде.
Второй кафедральный храм Волгоградской и Камышинской епархии Русской православной церкви. Это единственная церковь в городе, уцелевшая за годы советской власти.
Первый городской храм в честь местного святого был возведен в начале XVIII века. В 1997 году в Камышине построили новую церковь, посвященную ему же.
Между реками Иловлей и Камышинкой до сих пор сохранились остатки дамбы, шлюза и двух веток канала Петровских времён, который так и не был достроен.
Великий император побывал в Камышине дважды: в июне 1695 года, направляясь под стены Азовской крепости, и летом 1722 года по пути в Персидский поход.
В Камышине сохранилось около 250 старинных зданий — потенциальных памятников культурного наследия.
Музей расположен в красивом историческом здании — Земском доме. Данный памятник архитектуры сочетает стиль русского «теремного» барокко с элементами московско-ярославского зодчества XVII века.
Экспозию открыли в 2003 году, она стала частью историко-краеведческого музея. Здесь проходят выставки, мастер-классы и уроки декоративно-прикладного искусства.
В Камышинском училище работал сильный педагогический состав, оно отличалось строгой дисциплиной и высоким качеством обучения. В 1918 его закрыли, сейчас в здании располагается школа.
В городе два театра: драматический и кукольный, и оба работают в одном здании. Старейший из них, Городской драматический театр, появился в начале ХХ века.
В окрестностях Камышина найдены тысячи захоронений кочевых племён. Они содержат исторические артефакты, предметы одежды и оружие. Исследования могильников продолжаются до сих пор.
Два неприметных холма в семи километрах от Камышина 60 миллионов лет назад были островами древнего субтропического моря.
На живописном холме между селами Нижняя Добринка и Дубовка археологи нашли обширную стоянку эпохи среднего каменного века.
Камышин славится своими арбузами с Петровских времен, и сегодня горожане гордятся этим «вкусным» промыслом.
Российский военачальник, генерал-лейтенант, герой Отечественной войны 1812 года, кавалер ордена Святого Георгия.
Русский общественный и государственный деятель, член Государственного совета.
Ветеран КПСС, революционер, видный советский деятель, почетный гражданин города Камышина.
Военный летчик, Герой Советского Союза, полковник, кандидат исторических наук.
Туристический город Золотого Кольца России, прежде центр Углицкого княжества. Как Феникс, многократно восставал из пепла после пожаров.
Алапаевск – старинный город Свердловской области, основанный в XVII веке. Город считается родиной первых Советов рабочих депутатов на Урале. Сегодня — это крупный промышленный центр в своём регионе.
История города берет начало с возведения Троицкого монастыря, хотя первые люди заселяли эти земли еще 9 тысяч лет назад. Официальный статус русского города закрепила Екатерина II в 1782 году.
Город Сасово был основан как село и получил городской статус лишь в 1926 году. Несмотря на свою недавнюю историю, Сасово имеет богатое наследие, уходящее корнями в XII век.
Волхов — древний город, известный своей промышленностью. Люди селились здесь с железного века. Современный Волхов выкован революцией 1917 года и последующей индустриализацией.
Кимры прошли долгий путь от небольшого села до крупного промышленного центра. Город славился обувным производством, привлекал внимание царских особ и пережил драматические изменения в советское время.