Фрагменты сооружений Волго-Донского канала

Время прочтения: мин.

Волгоградская обл, Камышинский район, пос. Петров Вал

GPS: 50.124130 , 45.198606

Между реками Иловлей и Камышинкой до сих пор сохранились остатки дамбы, шлюза и двух веток канала Петровских времён, который так и не был достроен.

История

Волго-Донской судоходный канал строился с 1697 по 1701 год по указу Петра I и приговору Боярской думы. Главным его руслом была Камышинка. Летом, по самой малой воде в Волгоградском водохранилище в ее устье по сей день видны остатки перегораживавшей ее дамбы и первого шлюза канала.

Шлюз Волго-Донского судоходного канала

В нескольких километрах выше по течению реки в районе поселка Петров Вал сохранились фрагменты выходов из нее двух веток канала, северной и южной.


Согласно местному поверью, северную ветку строили турки во время похода султана Селима на Астрахань в 1569 году и потому ее называют Селимовым валом, а южную — Петровым валом. Однако факты говорят об ином. В действительности северную ветку канала строил в 1697 году перешедший на русскую службу шведский военный инженер Яган Брёккель. Швед не был профессиональным гидростроителем и допустил крупный просчет — построенный по его проекту шлюз был прорван потоком воды при первом же испытании. Опасаясь царского гнева, Брёккель зимой 1698 года поспешил тайно покинуть Россию.


Султан Селим

Южную ветку канала начал прокладывать британский мастер «слюзного дела» Джон Перри. По приказу царя из Казанского края и Нижегородской земли на строительство было направлено до 30 тысяч рабочих и все необходимые материалы, но вскоре начавшаяся Северная война вынудила на годы законсервировать стройку. Петр мечтал ее возобновить, но это ему так и не удалось. 


Проект по соединению Волги и Дона

Вопрос о продолжении строительства канала поднимался и впоследствии, но уже в XIX веке был сделан вывод о его бесперспективности из-за отсутствия нужных объемов воды.


Строительство мостов через Волго-Донской канал. 1951 г.

В конце концов канал, соединяющий Волгу с Доном, был построен после Великой Отечественной войны значительно ниже по течению Волги.


Похожие места

Здание Старой хлебной биржи

Рыбинские купцы продавали зерно, заключая сделки в конторах и трактирах. Указ Николая I обязал использовать для этого хлебную биржу. Ее построили в 1811 году близ пристаней, а в 1912 году возвели новую биржу.

Пожарная часть

В 1843 году на Крепостной горе построили специальные здания для полиции и пожарной команды. Для последней построили казармы, конюшни, сарай для инвентаря и пожарную каланчу. В 1860-х здания перестроили.

Дом Рощина

Дом Рощина в Ставрополе интересен не только сам по себе, как памятник архитектуры, но и своей историей.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!