GPS: 45.050832 , 41.996626
Завод Руднева и Шмидта, известный каждому жителю Ставрополя как «Красный металлист», принадлежит к числу старейших станкостроительных предприятий в стране, он начал работу в 1902 году.
Завод «Красный металлист«. ХХ в.
Адольф Шмидт, талантливый инженер, приехал из Германии в Россию, переживавшую тогда бурный промышленный подъем и нуждавшуюся в технических кадрах. В Ставрополе, при множестве предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, были крайне востребованы заводы, производившие для них машины. В городе работало немало мелких и средних заводов, делавших такие агрегаты.
Адольф Густавович Шмидт. Конец XIX в.
Шмидт задумал создать крупнейшее в отрасли предприятие, однако у него недоставало денег. Тогда он пригласил в компаньоны купца Александра Руднева, на земле которого возле нового железнодорожного вокзала появился единственный в губернии чугунолитейный завод. Предприятие изготавливало оборудование для мельниц, маслобоен и черепичных производств, а также механизмы, требующиеся городскому хозяйству — фонари, крышки люков, усадебные решетки и ограды, скамейки, чугунные крылечки, колонки. Весь Ставрополь покупал сделанную на заводе чугунную кухонную утварь, приспособления для печного отопления, мебельную фурнитуру.
Александр Тимофеевич Руднев
Завод разрастался, для него построили новые корпуса. С началом Первой мировой войны завод наладил выпуск чугунных корпусов для мин, комплектующих для артиллерии. После революции завод национализировали, а в 1921 году переименовали в «Красный металлист». Здесь выпускали станки по металлу, деревообрабатывающие, с 1930-х годов шедшие на экспорт в несколько стран.
Завод «Красный металлист«. ХХ в.
С первых дней Великой Отечественной войны «Красный металлист» приступил к выпуску продукции оборонного назначения (мины, пистолеты-пулеметы Шпагина). Во время вражеской оккупации предприятие работало в эвакуации в Тюмени, но сразу после освобождения города вернулось назад.
Завод А.Т. Руднева и А.Г. Шмидта
После войны завод продолжил выпуск своей традиционной продукции. Качество машин было высочайшим, что подтверждалось их экспортом в 56 стран. После распада СССР деятельность завода стала сворачиваться. В 2008-м его признали банкротом, а два года спустя продали с молотка. В 2010-е здесь дважды возникали большие пожары, в 2013 году начали сносить его корпуса. Теперь на территории бывшего завода строится жилой комплекс со старым названием — «Красный металлист».
Источник: © Государственный архив Ставропольского края
Источник: © АТВмедиа – Новости Ставрополя и Ставропольского края
Источник: © Издательский дом «Ставропольская правда»