GPS: 59.207623 , 39.891415
Железная дорога пришла в Вологду в начале 1870-х.
24 июня 1870 года Акционерное общество Московско-Ярославской железной дороги, возглавляемое Саввой Ивановичем Мамонтовым, получило концессию на постройку линии от Вологды до станции Урочь, что на левом берегу Волги, напротив Ярославля. В том же году было выдано разрешение на строительство вокзала.
Мамонтов Саввой Иванович
4 июня 1871 года в Дворянском собрании отмечали начало земляных работ на железной дороге, а 20 июня 1872 года в 6 часов утра при большом стечении народа из Ярославля в Вологду отправился первый поезд со 112 пассажирами. По этому случаю устроили пышное торжество. В зале вокзала епископ Вологодский Палладий отслужил молебен за успешное завершение строительства, а спустя день в здании Дворянского собрания был дан праздничный обед в честь Мамонтова.
Вокзал
1899 г.
Для жителей города появление железной дороги было важным событием. Вологодский губернатор Станислав Фаддеевич Хоминский в своей торжественной речи отметил:
Хоминский Станислав Фаддеевич
Вологодский губернатор
«С этого дня расстояние между Вологдой и Ярославлем будет определяться не несколькими днями мучительного пути, а несколькими часами удобного и дешевого хода».
Первое здание вокзала было довольно простым: деревянное, двухэтажное, состоявшее из нескольких объединенных между собой срубов и пристроек, с обшитыми тесом фасадами, без выразительного декора. Оно сохранилось до сих пор и практически не утратило свой первоначальный облик, сейчас в нем размещаются офисы различных организаций. Перед вокзалом была обустроена мощенная камнем площадь.
Старый вокзал
В конце XIX — начале XX века Вологда постепенно включалась в общероссийскую систему железных дорог. В 1894 году началось строительство линии Вологда — Архангельск. Общество Московско-Ярославской железной дороги было преобразовано в Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
Станция
1905 г.
В 1895-м решили возвести новый каменный вокзал, а старый сохранить как товарную станцию. 17 ноября 1897 года в Архангельске состоялось официальное открытие железной дороги из Вологды (регулярное сообщение было налажено в 1898-м).
В 1897 году завершилось строительство нового вокзала и обустройство Привокзальной площади. В 1900-м железная дорога перешла в государственное управление. В 1902–1905 годах велось строительство железнодорожной линии Санкт-Петербург — Вологда — Вятка. Увеличение пассажиропотока требовало расширения здания вокзала.
В 1907-м с востока к нему пристроили двухэтажный корпус телеграфа, а с запада — отдельное одноэтажное здание почты. В советское время перестройки вокзала проводились неоднократно. В 1930-е западную часть дополнили вторым этажом и соединили вокзал с почтой, в 1975 году открыли грузовой и пешеходные тоннели, ведущие на платформы. В 1987–1988 годах к вокзалу пристроили корпус для размещения ресторана.
Старый вокзал
Наши дни
Из-за многочисленных переделок вокзал утратил первоначальный облик. Однако все позднейшие перестройки сохраняли единый стиль, что позволило не потерять гармонию конструкции. Здание вокзала выполнено в духе эклектики. Элементы декора фасадов выбелены и контрастируют с терракотовым фоном стен. Особенно выделяется центральная, одноэтажная и наиболее древняя часть вокзала.
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Статья «АД ГОЛОВ. ул. Чехова. Часть 3» на livejournal.com
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Сайт «Wikimedia Commons» – переиздание Википедии
Источник: © Энциклопедия истории Вологды
Источник: © Туристер – одно из крупнейших в СНГ сообществ опытных путешественников