GPS: 52.623367 , 39.567788
Железнодорожная станция в Липецке появилась в 1868 году. Город в XIX столетии получил славу курорта, и возникла объективная необходимость обеспечить его современным транспортным сообщением.
Железнодорожный вокзал в Липецке
1905 г.
Кроме того, Липецк находился в составе Тамбовской губернии, принадлежавшей к Центральному Черноземью, где постоянно росло производство товарного хлеба. Насущной необходимостью стало развитие транспортной инфраструктуры для вывоза зерна, в том числе и на экспорт, который шел как через черноморские порты, так и через Балтику.
Железнодорожный вокзал в Липецке
1960–1965 гг. Автор фото – А. Знаменщиков
В 1860-х годах в соответствии с планом, разработанным под руководством выдающегося организатора железнодорожного строительства в России Павла Петровича Мельникова, первого министра путей сообщения, было намечено сооружение дороги от станции Грязи на Елец, с перспективой развития этой линии на Орел и далее на Ригу. Подряд на строительство линии Грязи — Елец достался крупному московскому предпринимателю Самуилу Соломоновичу Полякову. Работы по сооружению дороги начались в 1867 году, и уже в августе 1868-го движение было открыто. Одной из значимых станций на этом пути стал Липецк. Большие трудности пришлось преодолеть при строительстве моста через реку Воронеж, который при открытии движения был еще временным, деревянным.
В начале XX века липецкий вокзал включал в себя два зала ожидания, а также буфет. Здание располагалось на окраине города, недалеко от нынешнего вокзала. Со временем вокзал превратился в небольшой полустанок, впрочем, даже упомянутый в одном из рассказов Александра Исаевича Солженицына («Случай на станции Кочетовка»).
Железнодорожный вокзал в Липецке
1965–1970 гг.
В 1962 году в связи с присвоением Липецку статуса областного центра уже на новом месте было решено построить более современное здание. В итоге был реализован вполне типовой проект — двухэтажный вокзал с залом ожидания, буфетом, рестораном и вестибюлем. Он стал завершением перспективы улицы Терешковой. Это здание просуществовало почти 30 лет. В середине 1970-х годов возникла необходимость создания на базе железнодорожного вокзала транспортного комплекса, в который бы также входил и автовокзал. Однако из-за отсутствия места для стоянки автобусов от этой идеи отказались. Было решено раздельно возвести железнодорожный и автобусный вокзалы. Автовокзал был построен на проспекте Победы.
Вокзал в Липецке
1972 г. Автор фото – С.Сайко. Из фондов архива Липецкой области
Новый железнодорожный вокзал был выстроен на прежнем месте. Он рассчитан на 1000 пассажиров и вступил в строй в 1994 году. Автор проекта, отличающегося оригинальным дизайном и планировкой, — архитектор Сывенький. По его замыслу, с высоты птичьего полета сооружение должно напоминать раскрывшую крылья бабочку.
Вокзал в Липецке
2004 г.
Одиннадцатиэтажное здание вокзала включает просторные вестибюли, комнаты отдыха, медпункт, камеры хранения багажа, служебные помещения, а также башенные часы. При вокзале появились запоминающиеся скульптуры работы Евгения Вольфсона — «Начальник вокзала и обходчик», «Дама и носильщик». Герб на фасаде здания выполнен скульптором Игорем Мазуром.
Вокзал в Липецке
В 2003 году вокзал пережил реконструкцию. В ходе работ были заново окрашены фасады, восстановлен несколько лет не работавший механизм часов на башне, вставлены новые окна золотистого цвета. Внутри здания появились сенсорные поисковые системы, новые табло, современное оформление кассового зала, совмещенного с залом ожидания. На сегодняшний день железнодорожный вокзал Липецка является одним из наиболее оригинальных подобных сооружений во всей России.