Трамвайная сеть в городе Усолье-Сибирское — одна из последних, созданных в Советском Союзе. Сегодня она остаётся одной из немногих действующих систем общественного электротранспорта, сохранившихся в районных центрах России.
История усольского трамвая началась 5 апреля 1963 года, когда исполком городского Совета принял решение «О строительстве первой очереди трамвая». 23 февраля 1967 года состоялось торжественное открытие двух маршрутов. Усолье-Сибирское стало третьим городом в Иркутской области, 14-м в Сибири и 113-м в СССР, где было открыто трамвайное сообщение.
Финансирование и развитие усольского трамвая взял на себя химкомбинат. Лишь в 1986 году сеть передали в ведение города. В то время её протяжённость составляла 33 километра, а количество маршрутов достигало пяти.
Со временем протяжённость трамвайной сети сократилась, но она по-прежнему остаётся основным средством пассажирских перевозок в городе. Ежедневно трамваи перевозят около 16 тысяч человек при населении более 70 тысяч.
Трамвайная сеть Усолья — одна из немногих в России, которая работает без постоянных государственных дотаций. Усольское предприятие «Электроавтотранс» не только самостоятельно ремонтирует подвижной состав и рельсовые пути, но и модернизирует маршрутную сеть. Так, в 2010 году трамвайные пути наконец-то добрались до Привокзальной площади Усолья. Теперь гости города, прибывшие на поезде, могут осмотреть часть достопримечательностей, не выходя из трамвайного вагона.
Для организованных групп туристов существует постоянный экскурсионный маршрут, который так и называется: «Город из трамвайного окна». В рамках одноимённой концепции в Усолье ведётся благоустройство некоторых улиц.
На линии можно встретить необычные трамвайные составы: например, поэтический или арт-трамвай. Однако, несмотря на обилие подобных маркетинговых акций, усольские транспортники не забывают о главном назначении городского трамвая — регулярно перевозить пассажиров.