GPS: 45.049412 , 41.977069
Указ о создании в Ставрополе пожарной команды был издан в далеком 1794 году.
Распоряжением правления Кавказского наместничества предписывалось оснастить команду двумя трубами для подачи воды, большой и средней, а также ведрами, бочками, топорами и тремя лошадьми.
Пожарная бочка. XVIII–XIX вв.
Численность пожарной команды предполагалась внушительной: 36 человек при трубах и 39 «ведерников». В команду набирали солдат, которые не могли уже нести строевую службу (откуда и пошло выражение «инвалидная команда»). Срок службы пожарных установили в 25 лет. Команду следовало содержать за счет города, но городских средств на приобретение всего указанного инвентаря не хватало.
Пожарная команда у пожарной части. XIX в.
В 1800-м вместо положенных четырех бочек команда имела две, правда, лошадей было четыре. В последующие годы городские власти докупали недостающее оборудование (ведра, багры, ручной пожарный насос, называвшийся «заливной трубой»). До начала 1840-х пожарная команда размещалась то на первом этаже частного дома, то в небольшом пожарном сарае с конюшней на склоне Крепостной горы.
В 1843 году на Крепостной горе построили специальные здания для городской полиции и пожарной команды. Для последней соорудили казармы, конюшни, сарай для инвентаря и пожарную каланчу. В качестве рабочей силы администрация привлекла на строительство арестантскую роту.
Пожарная часть в Ставрополе
В 1860-х здания перестроили, а в 1908 году последовала новая реконструкция депо. В начале XX века для ставропольских пожарных ввели особую форму, включавшую серый суконный полукафтан с синими обшлагами и погонами. Обмундирование пожарного составляли также шинель, ремень, тесак и железная, покрытая медью каска с губернским гербом.
Пожарная команда
Первый пожарный автомобиль. 1925 г.
В советское время на смену лошадям пришли пожарные машины АМО-Ф-15. Пожарная команда Ставрополя продолжала размещаться в построенном в 1843 году депо и в последующие десятилетия, вплоть до настоящего времени. Во время гитлеровской оккупации строения депо, в том числе каланча, были разрушены, но после войны основное здание восстановили, каланчу же возвели новую.
Источник: © Статья «Пожарная часть – Ставропольская крепость» на dzen.ru
Источник: © Историческая Самара – портал о губернии
Источник: © LocalFeed – Агрегатор событий из районов Москвы
Источник: © sammler.ru – форум для коллекционеров