Николай Аполлонович Белелюбский

Время прочтения: мин.

«Не забудьте одного — быть хозяином своих строек. Не владельцами, а хозяевами, ибо строите для государства, для народа. Стройте рачительно, бережно, экономно, прочно. И ново». Так наставлял своих учеников Николай Белелюбский — инженер, спроектировавший более ста мостов суммарной длиной свыше 17 км, профессор, член Императорской Академии художеств, тайный советник.

Александровский мост через Волгу построил инженер Березин (слева) по проекту Белелюбского (справа). 

Став мостостроителем, Николай Аполлонович продолжил династию — его отец тоже был инженером путей сообщения. Николай родился в марте 1845 года в Харькове, в 1862 году с отличием окончил Таганрогскую гимназию, в 1867-м — Петербургский институт Корпуса инженеров путей сообщения. В учебе Белелюбский показал такие успехи, что его имя было занесено на мраморную доску, сам он был зачислен в штат преподавателем по строительной механике, мостам и гидравлике. Одновременно Белелюбский читал лекции в Горном институте, в Институте гражданских инженеров и в Академии художеств.

Александровский мост под Сызранью называли "русским чудом" и изображали на гравюрах.

В своей альма-матер Белелюбский руководил учебной механической лабораторией, в которой разрабатывались стандарты использования строительных материалов. В 1880 году по проекту Николая Аполлоновича был построен Александровский мост у Сызрани. Это был первый железнодорожный мост через Волгу в ее среднем и нижнем течении, соединивший Центральную Россию с Сибирью. На момент строительства Александровский мост (почти 1,5 км) был самым длинным мостом в Европе. Другой мост Белелюбского — через Обь на главном ходе Транссибирской железной дороги — положил начало городу Ново-Николаевску, нынешнему Новосибирску.

Многие проекты Белелюбского и примененные им методы расчета оказались по-настоящему новаторскими. Конструкция свободных поперечных балок, разработка методов типовых пролетных строений, применение литого железа для мостовых конструкций, внедрение железобетона и многие другие технологии, внедренные Белелюбским, вывели Россию в лидеры мостостроения своего времени. Большую роль Белелюбский сыграл в изучении российского цемента и замещении им импортного, английского. Автор десятков научных трудов, Белелюбский был удостоен высших наград на международных выставках, являлся почетным членом западноевропейских инженерных институтов и ассоциаций.


В 1905 году совет Института инженеров путей сообщения избрал Белелюбского своим директором, но кабинет министров отклонил его кандидатуру: ранее Николай Аполлонович подписал петицию против произвола полиции в отношении студенческой демонстрации. Ученый активно поддержал революцию, готовил кадры для Наркомата путей сообщения.

Умер Николай Аполлонович 4 августа 1922 года, похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.



Источник: wikipedia.org

Источник: Проектирование dwgформат

Источник: Комсомольская правда

Источник: etoretro.ru

Похожие личности

Дмитрий Ильич Кубанцев

Дмитрий Ильич Кубанцев (1851–1892) Дмитрий Кубанцев был городским головой Саранска, добившимся проведения через город железной дороги.

Кирилл Тимофеевич Хлебников

Один из первых дипломатов, директор Российско-Американской компании, путешественник, писатель.

Михаил Иванович Калинин

Российский революционер, советский государственный и партийный деятель.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!