Как правило, что до революции городскими головами (в современности — главами администрации) Саранска становились только потомственные горожане: богаты купцы, чьи предки жили тут на протяжении многих поколений. Каждый из городских голов сделал для города что-то важное.
Род Кубанцевых известен в Саранске с XVII века. Представители этой фамилии много раз занимали ответственную должность городского головы. Например, в 1853–1855 годах им был потомственный почетный гражданин Илья Иванович Кубанцев — именно при нем в Саранске появились первые мостовые. Его сын Дмитрий Ильич Кубанцев занимал должность городского головы недолго, всего два года — с 1890 по 1891 год. Однако за это время он добился проведения через город железной дороги, что стало важнейшим историческим событием для города и дало толчок экономическому развитию Саранска.
Кубанцев Дмитрий Ильич. Конец XIX века
В 1891 году при разработке проекта Московско-Казанской железной дороги рассматривалось четыре варианта проведения линии. Для Саранска самым выгодным был путь через Рязань, Шацк, Саранск и Алатырь. Именно за него выступал Дмитрий Ильич Кубанцев.
Станция Саранск. Конец XIX века
В начале февраля 1891 года в Санкт-Петербург отправляется депутация из Саранска во главе с городским головой, которая изложила свою просьбу в министерстве внутренних дел, министерстве путей сообщения и прочих ведомствах. 13 марта Кубанцев вновь едет с визитом, на этот раз в Пензу:
Принести лично господину начальнику губернии ходатайство города о содействии.
После чего Пензенский губернатор, в свою очередь, обратился в министерство путей сообщения с тем, чтобы железнодорожную линию провели через Саранск. Именно этот вариант в конечном итоге и был утвержден.
Жлезнодорожный вокзал станции Саранск. 1960-1980 гг.
Далее вновь появились сложности: акционерное общество строительства железной дороги, чтобы избежать сноса зданий и связанных с этим расходов, предлагало построить станцию на пустынном правом берегу Инсара, а Кубанцев настаивал на том, чтобы железнодорожная станция была в черте города. В результате в августе 1891 года Саранская дума постановила принять расходы по переносу строений на городской счет, а затем безвозмездно передала акционерному обществу городскую землю под железнодорожное полотно, вокзал и необходимые строения.
Это стоило Саранску больших денег — около девяти тысяч рублей. Однако появление здесь железной дороги должно было окупить все затраты.
Современное здание вокзала Саранска.
Строительные работы начались в сентябре 1891 года, а уже в 1893 году движение грузовых и пассажирских поездов через город стало регулярным. Однако Дмитрию Ильичу не суждено было увидеть первый поезд, проходящий через Саранск — внезапная тяжелая болезнь оборвала его жизнь в 1892 году. Таким образом, построенная в городе железная дорога стала памятником выдающемуся человеку.
Источник: © Сайт mrkm.ru
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat