Дмитрий Ильич Кубанцев

Время прочтения: мин.

Дмитрий Ильич Кубанцев (1851–1892) Дмитрий Кубанцев был городским головой Саранска, добившимся проведения через город железной дороги.

Как правило, что до революции городскими головами (в современности — главами администрации) Саранска становились только потомственные горожане: богаты купцы, чьи предки жили тут на протяжении многих поколений. Каждый из городских голов сделал для города что-то важное.

Род Кубанцевых известен в Саранске с XVII века. Представители этой фамилии много раз занимали ответственную должность городского головы. Например, в 1853–1855 годах им был потомственный почетный гражданин Илья Иванович Кубанцев — именно при нем в Саранске появились первые мостовые. Его сын Дмитрий Ильич Кубанцев занимал должность городского головы недолго, всего два года — с 1890 по 1891 год. Однако за это время он добился проведения через город железной дороги, что стало важнейшим историческим событием для города и дало толчок экономическому развитию Саранска.


Кубанцев Дмитрий Ильич. Конец XIX века

В 1891 году при разработке проекта Московско-Казанской железной дороги рассматривалось четыре варианта проведения линии. Для Саранска самым выгодным был путь через Рязань, Шацк, Саранск и Алатырь. Именно за него выступал Дмитрий Ильич Кубанцев.

Станция Саранск. Конец XIX века

В начале февраля 1891 года в Санкт-Петербург отправляется депутация из Саранска во главе с городским головой, которая изложила свою просьбу в министерстве внутренних дел, министерстве путей сообщения и прочих ведомствах. 13 марта Кубанцев вновь едет с визитом, на этот раз в Пензу:

Принести лично господину начальнику губернии ходатайство города о содействии.

После чего Пензенский губернатор, в свою очередь, обратился в министерство путей сообщения с тем, чтобы железнодорожную линию провели через Саранск. Именно этот вариант в конечном итоге и был утвержден.

Жлезнодорожный вокзал станции Саранск. 1960-1980 гг.

Далее вновь появились сложности: акционерное общество строительства железной дороги, чтобы избежать сноса зданий и связанных с этим расходов, предлагало построить станцию на пустынном правом берегу Инсара, а Кубанцев настаивал на том, чтобы железнодорожная станция была в черте города. В результате в августе 1891 года Саранская дума постановила принять расходы по переносу строений на городской счет, а затем безвозмездно передала акционерному обществу городскую землю под железнодорожное полотно, вокзал и необходимые строения.

Это стоило Саранску больших денег — около девяти тысяч рублей. Однако появление здесь железной дороги должно было окупить все затраты.

Современное здание вокзала Саранска.

Строительные работы начались в сентябре 1891 года, а уже в 1893 году движение грузовых и пассажирских поездов через город стало регулярным. Однако Дмитрию Ильичу не суждено было увидеть первый поезд, проходящий через Саранск — внезапная тяжелая болезнь оборвала его жизнь в 1892 году. Таким образом, построенная в городе железная дорога стала памятником выдающемуся человеку.



Похожие личности

Бородин Яков Власович

Герой Социалистического Труда и почётный гражданин Ялуторовска, директор школы № 2 имени Декабристов. Он посвятил свою жизнь педагогике и воспитанию учащихся, развивая школу и внедряя детское самоуправление.

Ольга Яковлевна Потапова

Бригадир маляров Ангарского управления строительства, передовик производства, Герой Социалистического Труда.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!