«Любера» — это субкультурное молодёжное движение, возникшее в Люберцах и окрестностях в 1970–1980-е годы. Исследователи считают, что его истоки относятся к 1970-м, хотя первые самодельные «качалки» в подвалах домов (центры притяжения «люберов»), где подростки занимались спортом в компании сверстников, появились в Люберцах ещё в 1960-х.
В этом пролетарском городе всегда ценились мужская сила, выносливость и умение постоять за себя. Например, на заводе имени Ухтомского действовало добровольное спортивное общество «Труд», насчитывающее более трёх тысяч членов в 1977 году.
К началу 1980-х годов люберецкая молодёжь сплотилась в своеобразую общность — «люберов».
Это было связано, в первую очередь, с общими интересами и совместной деятельностью: занятиями физкультурой, а точнее определённым её подвидом — культуризмом. По воспоминаниям участников движения, спорт в молодости для них был почти ежедневным делом. Важна была также социализация: общение в «качалках» со сверстниками происходило на основе общих интересов.
В это время в СССР, особенно Москве и других столицах республик, были популярны и другие молодёжные субкультуры, такие как панки, металлисты и прочие. Простые парни из Люберец противопоставляли себя этим движениям. Они считали, что металлисты и панки позорят страну и советский образ жизни, поскольку бездумно копируют элементы зарубежной культуры и превращают в фетиш всё западное. Для люберов, носивших короткую стрижку «под бокс», было неприемлемо пересечение гендерных линий — длинные волосы, украшения и иные «женоподобные приметы» у юношей. Поскольку панки, металлисты и прочие «западные» молодёжные субкультуры особенно активно развивались в соседней Москве, то именно столичные районы оказались «в центре внимания» люберов. Некоторые лидеры движения в шутку или всерьёз говорили, что Люберцы, а не Москва, более достойны считаться столицей Советского Союза.
Однако далеко не все его участники были включены в идеологическую повестку, которой с разной степенью успеха периодически пытался придать «нужную форму» люберецкий комсомол. В основном, молодые люди были далеки от политики и жили интересами своего двора и компании. Они дружили, занимались спортом, играли на гитарах, заводили романтические отношения с девушками и ходили на дискотеки. Иногда вступали в конфликты с представителями других городов или субкультур. Как правило, массовые драки не были спонтанными: любера заранее вызывали противников на кулачный бой «стенка на стенку». Правоохранительные органы иногда предоствращали подобные столкновения, если получали информацию об оговорённом времени и месте схватки. Также помогали сведения о движениях электричек, которые направлялись в сторону Москвы и были заполнены люберецкими бойцами, их легко было узнать по внешнему виду.
Женщины практически были исключены из движения «люберов», что делало его исключительно «пацанским». Соответствующим было и его внешнее выражение: повседневная одежда состояла преимущественно из спортивных брюк или костюмов, кроссовок. Летом — майка, зимой — телогрейка или короткая куртка. Одно время среди люберов были популярны широкие штаны из ткани в клетку, которые позже прославила группа «Любэ», наряду с люберецкими «качалками». Ещё одной характерной приметой люберов стали подтяжки, которые парни носили поверх одежды. Они имели и практическое значение, так как резинка на поясе спортивных штанов быстро растягивалась. У движения люберов появились свои неофициальные герб и гимн, а также традиции и кумиры. О движении узнала вся страна, об этой молодёжной субкультуре писали даже за рубежом.
К середине 1980-х годов количество так называемых «набегов», особенно на Москву, значительно увеличилось, что привлекло пристальное внимание к движению со стороны правоохранительных органов и партийных структур. К моменту горбачёвской перестройки большинство люберов уже повзрослели, создали семьи и перестали являться частью субкультуры. Некоторые из них ушли в криминал, в основном в рэкет. Движение люберов прекратило своё существование почти одновременно с распадом СССР.