Комплекс караимских кенасс

Время прочтения: мин.

г. Евпатория, ул. Караимская, д. 68

GPS: 45.198391 , 33.374245

Евпаторийские кенассы — молитвенные дома караимов — построили в начале XIX века. Они использовались по своему прямому предназначению более ста лет, после чего были закрыты.

История

В 1990-е годы храмы вернули караимской общине. В комплексе была проведена масштабная реставрация, после чего кенассы вновь открылись в 2007 году. В настоящее время это один из самых популярных в Евпатории туристических объектов.

Комплекс Караимских Кенас. 2022 г. Автор – ANDREI123

Кто такие караимы

Крымские караимы (сами себя они называют караи или карайлар) — немногочисленная этническая группа, о происхождении которой этнологи ведут споры до сих пор. У ученых есть две основные версии, по одной из них караимы — народ тюркского происхождения, родственный крымским татарам, исповедующий отдельную монотеистическую религию — караимизм. По другой версии караимов относят к этноконфессиональной группе евреев, приверженцев особого направления в иудаизме, восходящего к учению проповедника Анана бен Давида, жившего в Передней Азии в VIII веке. В отличие от евреев-раввинистов, караимы не признают святости Талмуда и почитают только Ветхий Завет. В Российской империи караимизм признавали отдельным от иудаизма вероисповеданием.


Караимы. 1862 г. Из книги «Этнографическое описание народов России»

Сегодня в странах бывшего СССР насчитывается около двух тысяч людей, считающих себя караимами. Всего же в мире существует около 30 тысяч последователей караимизма. Большинство караимов говорят на русском языке, но еще в начале XX века родным у них считался диалект крымско-татарского, а богослужения они отправляли на иврите. Крупнейшая караимская община в Крыму до присоединения его к России проживала в крепости Чуфут-Кале близ Бахчисарая.



«Караимская столица»

После 1783 года в связи с большой эмиграцией турок и татар караимы стали переселяться в Евпаторию, где и прежде существовала небольшая караимская община. К началу XIX века здесь сосредоточилась значительная часть караимов. В 1837 году в Евпатории учредили Караимское духовное управление во главе с высшим священнослужителем — гаханом. В 1804–1807 годах в городе построили Большую, а в 1815 году — Малую кенассу. В 1835 году их соединил декоративный дворик с аркадой, главным украшением которого стал памятник в честь посещения кенасс императором Александром I. Во время Крымской войны во дворик кенассы залетело русское ядро — сейчас оно вмонтировано в одну из стен храма.



Комплекс Караимских Кенас. 2024 г. Автор – Ирина Ковальская

Согласно всероссийской переписи 1897 года, караимская община Евпатории состояла из полутора тысяч человек, что составляло около десяти процентов населения города. В 1926 году кенассы перестали функционировать как храмы, долгое время здесь располагался музей.



Похожие места

Церковь Сретения Господня — храм, ушедший под воду

Церковь Сретения Господня – первый православный храм Бердского острога. Каменный храм был построен на месте старой деревянной церкви, но и он не сохранился до наших дней. Здание оказалось в зоне затопления Новосибирского водохранилища.

Старо-Покровская церковь (утрачена)

Первая городская церковь была возведена в кратчайшие сроки и стала важным местом для ейчан. Со временем деревянное здание обветшало, и было построено новое, но уже из камня. Во времена советской власти церковь разрушили.

Церковь апостолов Петра и Павла

Церковь апостолов Петра и Павла — утраченный памятник архитектуры Петровска-Забайкальского. Она играла важную роль в жизни декабристов и была главной архитектурной доминантой города. Хотя сама церковь не сохранилась, её история остается важной частью наследия города.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!