Кизляр — центр виноделия и коньячного производства

Время прочтения: мин.

С момента возникновения Кизляр был одним из известных центров виноделия. Традиция выращивания в этой местности винограда и изготовления качественных вин уходит в глубь веков, когда города еще не было.

История

Кизляр по праву считается признанным центром виноделия и коньячного производства в России. Это своего рода бренд, выделяющий его среди других городов. Но на самом деле высокое звание основано на сложном, многолетнем, требующем творческого подхода труде местных виноделов, добившихся впечатляющих достижений в данной области.

Работа на винограднике

Кизляр издавна славился виноградниками. Эта древняя культура стала основой экономики региона и во многом определила ее развитие на долгие годы вперед. Первые винокуренные производства появились здесь еще в XVIII веке. При всей их примитивности, технологическом несовершенстве, именно благодаря мелким частным хозяйствам в регионе была заложена традиция винокурения.


Винограднки

В 1807 году по указу императора Александра I в окрестностях города открылось одно из первых специализированных казенных учебных заведений — Кизлярское училище виноградарства и виноделия. При нем разбили опытный сад площадью в 182 десятины, который засадили разными сортами винограда. Главный инспектор шелководства южной России барон фон Биберштейн, стоявший во главе училища, поощрял эксперименты по выращиванию и разведению различных сортов винограда. Училище способствовало подготовке местных виноделов и развитию культуры виноградарства в крае.


Ф. К. Биберштейн

В 1840-х приглашенные с берегов Рейна специалисты привезли разнообразный ассортимент белых и красных лоз (рислинг, мальвазир, птивердо, рулендер, занте сильванер, мускаты и другие). Культура виноделия приживалась в местной среде постепенно, хотя было очевидно, что с кизлярских виноградников можно получать вино довольно хорошего качества. Начиная с середины столетия площадь виноградников вокруг Кизляра неуклонно расширялась, а производство вин росло.

Жители окрестных станиц занимались в основном спиртокурением, используя для своих нужд сорт Алый терский. Производимая ими виноградная водка «Кизлярка» активно завоевывала всероссийский рынок. Ее стали вывозить в Москву, Нижний Новгород и многие другие города.

Виноградная водка

В начале 1880-х предприниматель и меценат Давид Сараджишвили (Сараджев), выпускник Санкт-Петербургского университета, выкупил у кизлярских купцов несколько винокуренных цехов и создал в Кизляре коньячный завод. Датой его основания считается 1885 год. Сараджев стал первым в Российской империи производителем коньяка, изготавливаемого путем выдерживания виноградного спирта в бочках из горного кавказского дуба. Уже в 1885-м в Москву было привезено 236 ведер коньяка. Годом позже количество привезенных ведер достигло 906.


Давид Захарьевич Сараджишвили

Об успехах коньячного производства в Кизляре в конце XIX — начале XX столетия свидетельствуют многочисленные награды, полученные местными производителями на различных российских и международных выставках-ярмарках.

1.Погрузка винограда в колхозе «Победа»

2.Обработка виноградников

3.Аппаратный цех. 1940-е

4.Подача винограда в бункер на Кизлярском винзаводе

С тех пор местная винодельческая промышленность пережила немало взлетов и падений. Однако и сегодня, как столетие с лишним назад, Кизляр ассоциируется у многих россиян с сохранением лучших отечественных традиций виноделия, с ароматом лучших сортов кизлярского коньяка, признанного гурманами одним из самых благородных напитков.


Похожие истории

Открытие горбольницы

В 1927 году в Шахтах состоялось торжественное открытие городской больницы имени В. И. Ленина, на котором присутствовал нарком здравоохранения СССР Николай Семашко. Это событие стало важным этапом в развитии медицинской инфраструктуры города, обеспечив шахтёров и жителей качественным медицинским обслуживанием в новом больничном комплексе.

От пролетки до троллейбуса: эволюция городского транспорта Черкесска

Основным видом транспорта в Черкесске до войны были различные гужевые повозки. Автомобильный бум и развитие общественного транспорта произошел в 1950-е годы, в 1990-е в городе наладили троллейбусную сеть.

Основание Ставрополя

Город Креста, как переводится с греческого Ставрополь, первоначально был безымянной крепостью, одной из десяти на Азово-Моздокской оборонительной линии.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!