GPS: 53.351152 , 83.757531
В 1899 году городская дума Барнаула подняла вопрос о соединении Алтайского округа с Транссибом. В 1906 году были произведены изыскания на трассе будущей дороги, после чего был разработан проект железнодорожной ветки от Новониколаевска (сейчас это Новосибирск) до Барнаула длиной 225 верст. Предположительная стоимость проекта составила десять миллионов рублей. Дело сдвинулось после приезда в Славгород в 1910 году председателя правительства России Петра Аркадьевича Столыпина, изучавшего не только ход земельной реформы, но и возможности строительства железной дороги.
Начало строительства железнодорожного моста в Барнауле 1910–1913 гг.
Строительство бревенчатой эстакады насыпи до железнодорожного моста 1913–1914 гг.
Сооружение подходов к железнодорожному мосту через Обь
В июне 1912 года Николай II утвердил решение о строительстве железной дороги от Новониколаевска до Семипалатинска — дорога проходила через Барнаул. Проектная стоимость работ была оценена в 60 миллионов рублей. Среди первых железнодорожных сооружений в городе были построены две водонапорные башни, созданные по проекту архитектора И. Н. Фомина.
Водонапорная башня
Деревянный мост на устье р. Барнаулки 1921–1926 гг.
Строительство моста Алтайской железной дороги на р. Обь 1915–1916 гг.
Первый пассажирский состав прибыл в Барнаул 8 октября 1915 года, а регулярное сообщение пассажирских поездов началось здесь 10 июля 1916 года.
По вопросу о том, где должен располагаться железнодорожный вокзал Барнаула, у городских властей возникли существенные разногласия. Только в августе 1912 года городская дума приняла решение о его местоположении. Здание Барнаульского вокзала, рассчитанное на 50 пассажиров, было заложено в апреле 1914 года. Сооружение вокзала велось по проекту томского архитектора Константина Константиновича Лыгина. Здание состояло из трех двухэтажных объемов, расположенных симметрично в центре и по бокам и соединенных между собой одноэтажными переходами. Торжественное открытие железнодорожной станции Барнаул состоялось 21 октября 1915 года.
Лыгин Константин Константинович
Строительство здания старого вокзала города Барнаул 1915 г.
В 1958 году было построено новое здание железнодорожного вокзала, рассчитанное на 1200 человек. Проект вокзала разработали киевские архитекторы Леонид Чуприн, также участвовавший в строительстве или восстановлении железнодорожных вокзалов Одессы, Кишинева, Минеральных вод, Челябинска и Софии, и Т. Сидамонидзе. Здание вокзала было построено со многими недоделками, поэтому открыли его лишь в 1962 году.
Железнодорожный вокзал в Барнауле 2016 г.
Здание локомотивного депо строилось в 1915–1917 годах, но уже в августе 1915 года все 14 ремонтных канав были введены в эксплуатацию. С конца 1920-х годов в связи с увеличивающимся грузопотоком происходило постоянное расширение и модернизация железнодорожного депо.
Паровоз 9П–239 в честь 70–летия основания депо Барнаул 2018 г.
В годы Великой Отечественной войны железнодорожные предприятия стали выпускать продукцию военного назначения: минометы, снаряды, приклады для винтовок и автоматов. В середине 1960-х годов депо подверглось коренной реконструкции.
Локомотивное депо ст. Барнаул 2013 г.
В конце 2014 года на территории локомотивного депо Барнаула открылся Выставочный центр Алтайского территориального управления Западно-Сибирской железной дороги. Этот культурный центр был создан на базе музея истории депо, существовавшего здесь с 1975 года.
Локомотивное депо станции Барнаул имеет статус объекта культурного наследия.