Повесть Андрея Платонова, повествующая о строительстве Ивановского канала, называлась «Епифановские шлюзы». Её герой так объясняет цель этого сооружения: «Царь желает создать сплошной водный тракт меж Балтикой и Чёрным и Каспийским морем, дабы превозмочь обширные пространства континента в Индию, в Средиземные царства и в Европу. Сие зело задумано царём. А догадку к тому подаёт торговля и купецкое сословие, кое всё почитай промышляет в Москве и смежных городах; да и богатства страны расположение имеют в глубине континента, откель нету выхода, кроме как сплотить каналами великие реки и плавать по ним сплошь от персов до Санкт-Петербурга и от Афин до Москвы, а также под Урал, на Ладогу, в Калмыцкие степи и далее».
Иван-озеро, которое стало основой Шатского водохранилища, созданного для обеспечения Бобриковского (Сталиногорского) химкомбината, в своё время привлекло внимание русского царя Петра I. Его стремление выйти к морям привело к мысли о соединении Дона и Волга с помощью каналов. В 1697–1701 годы велись работы на юге Российского государства по объединению притоков Волги и Дона — Камышинки и Иловли. Однако уже в 1701 году начались работы над «Ивановским каналом», который должен был соединить Оку и Волгу с Доном через Иван-озеро, а также верховья рек Упы, Шата и самого Дона.
Царь назначил руководить строительством своего ближайшего сподвижника князя Матвея Петровича Гагарина. Предстояло построить канал протяжённостью 200 км. Работы были сложными: необходимо было очищать реки от ила, укреплять берега и поэтапно возводить шлюзы (всего их было построено 33). На масштабной стройке трудились более 35 тысяч крестьян из окрестных деревень, а после побед в Северной войне — также пленные шведы. Первые суда проплыли по Ивановскому каналу в 1707 году. Навигация осуществлялась только весной, во время половодья, и за всё время эксплуатации по каналу прошло около 300 судов.
Несколько раз царь Пётр лично приезжал на строительство канала, и рядом с Иван-озером для него был возведён путевой «дворец» — одноэтажный деревянный дом, который, как известно, существовал до 1745 года. Работы были приостановлены после неудачного Прутского похода и последующего мирного договора с Турцией в 1711 году, в результате которого Россия уступила устье Дона и часть приазовских земель. Интерес к водному пути, соединявшему Оку и Дон, стал угасать, и в 1720 году работы на канале полностью прекратились.
Однако история Ивановского канала на этом не завершилась. Строительство возобновлялось как во времена Екатерины I, так и при Александре I. Лишь во второй половине XIX века канал был заброшен, перестал использоваться, а его сооружения разобрали. Местные жители использовали материалы, такие как известняк и морёный дуб, для строительства домов, церквей и даже мебели. Часть шлюзовых камней с разрешения тульской губернской канцелярии были задействованы для возведения памятника — колонны в честь Куликовской битвы на Красном холме. Сегодня их можно увидеть в кладке музея в Моховом, посвящённого победе над войском Мамая. В настоящее время остатки канала, сохранившиеся на территории Новомосковского и Кимовского районов, привлекают туристов и археологов. Неподалёку от Бобрик-горы специалисты обнаружили остатки шлюза — деревянные конструкции, использованные при строительстве.