В начале 1950-х промышленность Стерлитамака переживала период бурного роста. Один за другим вступали в строй новые предприятия, быстро увеличивалась численность рабочих и городского населения в целом, появились удаленные от производств городские микрорайоны. Это обострило транспортную проблему, которая требовала оперативного решения. Автобусы не могли справиться с возросшим пассажиропотоком. К тому же они не относились к экологичному транспорту.
Рассматривалось строительство трамвайных линий или троллейбусов, но от первых в итоге отказались. Трамвайное сообщение посчитали более финансово затратным, трудоемким и длительным по вводу в эксплуатацию по сравнению с троллейбусным, в том числе из-за необходимости укладывать шпалы с рельсами. Кроме того, трамвайные линии в этом городе не были удобны из-за особенностей расположения улиц. Троллейбусы отличались экологичностью, что было немаловажно для Стерлитамака, в котором и так было размещено много химических и иных производств, неблагоприятно влиявших на экологию.
Движение троллейбусов по пр. Ленина в Стерлитамаке
В итоге, проработав вопрос, местные власти сделали выбор в пользу троллейбуса. Однако первая попытка получить средства и утвердить план открытия троллейбусного движения в Стерлитамаке закончилась неудачей. Руководство Башкирской АССР отрицательно отреагировало на эту идею, в том числе потому, что даже в столичной Уфе троллейбусного движения еще не было. Из Москвы тоже пришел отказ ввиду отсутствия средств, а также с учетом общей установки: троллейбусные линии в РСФСР было решено строить в первую очередь в столицах областных центров и автономных республик, а затем уже в других крупных городах. Это означало, что Уфа должна была первой получить троллейбус, а Стерлитамак должен был ждать своей очереди.
Однако опытный председатель исполкома Стерлитамакского городского совета Иван Степанович Станотин (он занимал эту должность в 1952–1963 годах) не сдался и решил действовать «в обход». В начале 1957-го он поехал в Москву, добился приема в вышестоящих инстанциях и сумел убедить правительство создать в Стерлитамаке на базе трех заводов мощное производственное объединение союзного подчинения.
Станотин воспользовался проводившейся в это время реформой, связанной с созданием совнархозов, которая сопровождалась слиянием однопрофильных производств, расположенных в одной местности, с целью оптимизации расходов и повышения эффективности производства. Попутно Ивану Степановичу удалось согласовать в Москве и другую инициативу — выделение средств на строительство в Стерлитамаке троллейбусного сообщения, имея в виду в первую очередь доставку на работу сотрудников нового предприятия.
Временная стоянка троллейбусов перед открытием движения в Стерлитамаке. 1960 г.
За три года, с начала 1958 по февраль 1961 года, удалось решить значительное число сложных организационных вопросов. Специалисты из Москвы подготовили проектно-сметную документацию, было создано троллейбусное управление, получены троллейбусы, набран штат водителей и проведено их обучение, обустроены остановки, осуществлены монтажные работы по установке воздушно-контактной сети, обеспечивающей электроэнергией троллейбусы.
Строительство первой троллейбусной линии по улице Кочетова в Стерлитамаке. 1960 г.
В феврале 1961-го в Стерлитамаке состоялся технологический прокат первого троллейбуса, выехавшего по маршруту протяженностью 12,7 километра. А 25 февраля 1961 года в городе началось регулярное движение троллейбусов. На маршрут в первое время выходило порядка 10 машин. Они вмещали почти в два раза больше пассажиров, чем курсировавшие по городу автобусы, не говоря уже о бортовых грузовиках, ранее часто доставлявших рабочих на предприятия города.
Троллейбусное депо в Стерлитамаке. 1961 г.
В 1960–1980-х в Стерлитамаке появлялись все новые и новые троллейбусные маршруты. Сложившийся в городе значительный троллейбусный парк доказал свою экологичность, эффективность и надежность в эксплуатации.
Источник: © Фотогалерея «ТрансФото»
Источник: © «Дзен» - платформа для просмотра и создания контента