Историческая справка о вокзале Черняховска

Время прочтения: мин.

площадь Черняховского, 5

GPS: 54.628794 , 21.818848

Построенный в XIX веке железнодорожный вокзал превратил Инстербург в крупный железнодорожный узел. Здание сильно пострадало во время войны, но было восстановлено и продолжает функционировать.

Во второй половине XIX века железнодорожная сеть Восточной Пруссии активно расширялась. В 1860 году железная дорогая соединила Инстербург со столичным Кёнигсбергом и Эйдткуненом (ныне пос. Чернышевское на границе с Литвой), а через последний — с Российской империей, спустя пять лет — с Тильзитом (ныне город Советск), а в 1878 году — с польским Гольдапом. В церемонии открытия вокзала Инстербурга участвовал будущий император Германской империи Вильгельм I. Город превратился в один из крупнейших железнодорожных узлов Восточной Пруссии. В 1902 году открылось движение по узкоколейной железной дороге. Вскоре она стала наиболее протяжённой дорогой этого типа во всём регионе — общая длина её путей превышала 200 км.

Железнодорожный вокзал. Инстербург. 1914 г.

Инстербург. Вокзальная улица. 1905-1908 гг.

К концу XIX века в Инстербурге построили множество технических и административных зданий, связанных с деятельностью местной железной дороги. Они сохранились до сих пор и имеют статус объектов культурного наследия местного значения. К их числу относятся здание дирекции железнодорожного вокзала (пл. Черняховского, 3), паровозное депо с уникальной циркульной крышей, возведённой по проекту инженера Иоганна Вильгельма Шведлера (ул. Железнодорожная, 15), две краснокирпичные водонапорные башни, расположенные в непосредственной близости от вокзала.



Водонапорная башня

Краснокирпичная водонапорная башня

Инстербургский вокзал изначально был выстроен из дерева в стиле фахверк. Позже на его месте возвели монументальное двухэтажное здание из жёлтого клинкерного кирпича. Здесь были просторный холл, залы ожидания, кассовый зал, ресторан. Всё правое крыло вокзала занимали служебные помещения. В 1944–1945 годы вокзал Инстербурга неоднократно подвергался бомбардировкам. Во время штурма города в январе 1945-го здание было сильно разрушено и полностью выгорело изнутри. 

Вокзал в городе Инстербурге, занятом советскими войсками. 1945 г.

В том же году советские инженерно-сапёрные части провели в Инстербурге работы по разминированию и замене железнодорожного полотна с европейской колеи (1 435 мм) на русскую (1 524 мм). Здание вокзала было восстановлено, причём удалось сохранить старые стены. Впрочем, открывшийся для пассажиров в 1952 году новый вокзал станции Черняховск (переименована в 1949-м) визуально имеет не так много общего со своим предшественником. В 2007 году здание вокзала Черняховска было признано памятником архитектуры муниципального значения.

Железнодорожный вокзал

Напротив вокзала расположена площадь, носящая имя генерала армии, дважды Героя Советского Союза И. Д. Черняховского. В 1977 году здесь установили его полноростовый памятник, а на здании самого вокзала в 2005 году открыли мемориальную доску в его честь. В 2004 году в одном из помещений начал работу музей железнодорожного транспорта. Рядом на вечную стоянку встали два паровоза-памятника — трофейный немецкий локомотив серии «ТЭ» (BR 52) и паровоз советского производства серии «Л». До 70-х годов XX века их эксплуатировали в различных регионах СССР, теперь же они стали музейными экспонатами.


И. Д. Черняховский. 1927 г.

Похожие места

Вокзал Вологды

Первый пассажирский поезд из Вологды отправился в 1872 году, а первый деревянный вокзал дожил до наших дней, не утратив первоначального облика. Нынешний вокзал построили в 1897 году.

Станция Навашино — пункт, связывающий железнодорожные ветки по всей России

Станция Навашино была открыта в 1912 году. Узкоколейная ветка Горьковской железной дороги изначально соединяла Мордовщиковскую судоверфь с заводами в г. Выкс. Новый корпус вокзала украшен красным куполом со шпилем.

Железнодорожная станция и здание вокзала в Рубцовске

Первый поезд со станции Рубцовка отправился более ста лет назад. Со временем станционный посёлок стал важной частью города. Сегодня здесь проходят поезда дальнего следования.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!