GPS: 60.728328 , 33.556183
Как частное акционерное предприятие 280-километровая Олонецкая железная дорога, связавшая столицу империи с Петрозаводском, существовала с 1914 по 1917 год, когда была продана в казну и объединена с вновь построенной Мурманской.
Олонецкая железная дорога на карте
На дрезине по Олонецкой железной дороге. 1916 г.
Впервые о прокладке такой магистрали заговорили еще в 1870-х годах, в середине 1890-х по ходатайству Олонецкого губернского земства правительство санкционировало разработку ее проектной документации, но начавшаяся вскоре война с Японией заставила отложить строительство на неопределенный срок. Лишь в феврале 1912 года Николай II утвердил устав акционерного общества Олонецкой железной дороги, основными владельцами которой стали Азовско-Донской коммерческий банк (50% акционерного капитала), ряд российских и французских компаний и частные лица. Летом 1913 года в Петербурге заработало управление новой дороги, в мае следующего года началось ее строительство от участка Петербургско-Вятской линии Северных железных дорог близ реки Волхов через Лодейное Поле до Петрозаводска. Под руководством инженеров-путейцев Скрябина, Нагроцкого и Гонинга дорогу строили уроженцы южных российских губерний, а с конца 1914 года — военнопленные.
Николай II
Первый пассажирский поезд прибыл в Лодейное Поле в декабре 1915 года со станции Званки, регулярное товарно-пассажирское движение по всей дороге открылось в январе 1916-го. Спустя еще год Олонецкая магистраль вошла в прямое сообщение с железными дорогами общероссийской сети. Станция Лодейное Поле была отнесена к третьему классу и стала одной из трех на всей Олонецкой дороге, имевших паровозное депо. Одноэтажный деревянный вокзал незамысловатой архитектуры появился в городе в 1916 году. Перед войной на Привокзальной площади был установлен памятник Ленину.
Памятник В. И. Ленину в Лодейном Поле
Железнодорожная станция «Званка»
Привокзальная площадь в Лодейном Поле. 1985 г.
В годы Великой Отечественной войны здешний железнодорожный узел играл важную роль в эвакуации населения, оборудования, материальных ценностей, в обеспечении защитников города продуктами, вооружением и боеприпасами. Работники депо ремонтировали орудия, собирали ручные гранаты, обеспечивая ими истребительные батальоны и партизанские отряды.
В 1948 году на месте старого здания вокзала было построено новое, двухэтажное, но тоже деревянное. На его первом этаже размещался зал ожидания, касса и буфет, на втором — служебные помещения. В середине 1980-х годов в Лодейном Поле появилось современное кирпичное вокзальное здание по проекту института Ленгипротранс. В те же годы была оформлена обширная Привокзальная площадь, памятник Ленину заменили на другой, больший по размеру. От вокзала в город ведет широкая улица — проспект Урицкого, пересечение которого с проспектом Ленина является композиционным центром современного Лодейного Поля.
Железнодорожная станция «Лодейное Поле»
Источник: © My-tour - фотографии из походов, отчеты
Источник: © Информационный портал «Заметки путешественника»
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © «Республика» - все новости Карелии и Петрозаводска
Источник: © Nikantravel - блог о путешествиях
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Cетевое сообщество LiveJournal
Источник: © Tehne - портал о дизайне и архитектуре
Источник: © «Дзен» - платформа для просмотра и создания контента