Историческая справка о городской железнодорожной станции Кинешма

Время прочтения: мин.

Ивановская область, г. Кинешма, ул. имени Островского, д. 33

GPS: 57.441726 , 42.144659

Кинешма, расположенная на Северной железной дороге, является конечной станцией и связана с Ивановом и Москвой. Историческое и современное здания вокзала служат важными транспортными узлами города.

История

Станция Кинешма находится на Северной железной дороге, это конечная станция транспортного узла. Во второй половине XIX века возникла необходимость установить железнодорожное сообщение между тремя текстильными регионами России: Шуйским и Иваново-Вознесенским районами, находившимися во Владимирской губернии, и Кинешемским, входившим в Костромскую губернию. Для этого была построена частная Шуйско-Ивановская железная дорога, финансируемая местными предпринимателями.

В 1867–1868 годах была проложена линия от станции Новки Московско-Нижегородской железной дороги до Шуйки и Иваново-Вознесенска, что вскоре вызвало необходимость продолжения этой линии до Волги. Рассматривались различные проекты, включая соединение Иваново-Вознесенска с Костромой, Плёсом, Юрьевцем и Кинешмой. Проект соединения с Кинешмой был выбран из-за прохождения через промышленный район. По этому проекту железная дорога проходила мимо Вичуги — важного центра текстильного производства, и ряда сёл, население которых занималось отхожими промыслами. Особенно активно поддерживал эту идею А. П. Коновалов, один из крупных фабрикантов Вичуги.


Железнодорожная ветка Иваново-Вознесенск — Кинешма была построена в 1869–1871 годах и стоила более 3,5 миллиона рублей. Открытие движения по новой линии состоялось 5 (17) февраля 1871 года.

В 1895 году Шуйско-Ивановская железная дорога была включена в состав Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, ставшей в 1900 году государственной, а затем в 1907 году вошла в состав Северной железной дороги.


На привокзальной площади Кинешмы, расположенной на улице имени Островского, находятся два вокзала — исторический и современный. Исторический вокзал был построен в 1871 году. Он представляет собой двухэтажное симметричное здание с двумя высокими двускатными крышами и кирпичным декором. Первый этаж включал три больших зала, центральный из которых служил багажным, а по бокам находились залы ожидания для пассажиров разных классов. В пристройках к торцам здания располагались буфет, кабинет начальника станции и контора службы движения. Второй этаж был отведён под квартиры для начальника станции и начальника службы движения. С 2009 года это здание используется как автовокзал.


Современное здание вокзала было построено в 1991 году в связи с открытием санатория в селе Решма неподалёку от Кинешмы. Он был предназначен для отдыха и лечения партийных и государственных работников, деятелей культуры и космонавтов, вернувшихся из полётов. Главное украшение нового вокзала — высокие полукруглые арочные окна. Современное здание площадью 3386 квадратных метров включает в себя здание ожидания, служебные помещения, депутатский зал, столовую, кафе, комнаты длительного отдыха, сауну и автостоянку в цокольном этаже.


В советский период были планы по соединению тупиковых станций Кинешмы и Заволжска железнодорожной линией через авто-железнодорожный мост через Волгу. Его строительство началось в 1986 году, однако мост был завершён только в 2003 году и стал использоваться только для автомобильного движения. В результате связь между этими двумя станциями в полном объёме так и не была установлена.

Похожие места

Историческая справка о железнодорожном вокзале

Иногда населенные пункты прославляют градообразующие предприятия, а Лодейное Поле стал широко известен, когда через него прошла Олонецкая железная дорога. Новая станция стала связующим звеном между Санкт-Петербургом, Карелией и Мурманском.

Историческая справка о железнодорожной станции

Новоиерусалимский монастырь и его паломники способствовали открытию здесь железнодорожной станции, что стало толчком в развитии города. А налаженное сообщение с Москвой быстро привлекло сюда новых жителей.

Историческая справка по истории железнодорожной станции Гагарин и вокзала

Железная дорога была запланирована в обход Гжатска, но местные купцы понимали её пользу для города и добились изменения маршрута. Новый вокзал стал не только экономическим, но и культурным центром города.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!