GPS: 57.134110 , 33.124745
На железнодорожной станции в Осташкове был сооружен одноэтажный кирпичный вокзал по типовому проекту для Бологое-Полоцкой дороги архитектора Станислава Воловского. Симметричный фасад здания делился на пять частей с возвышающимся центральным ризалитом, в котором располагался вход. Фасад здания был оформлен в стиле «кирпичной северной готики»: облицован красным кирпичом с узорной кладкой, над крышей возвышались многочисленные башенки.
Вокзал Осташкова. 1905-1910 гг.
В комплексе с вокзалом возводилась водонапорная башня с водокачкой, веерное депо, здание ватерклозета и керосиновый погреб, склады. Позднее при станции была открыта участковая больница. Еще до открытия станции здание вокзала успело пострадать от пожара, но было отстроено заново.
Водонапорная башня
План паровозного депо. 1902-1906 гг.
В годы Великой Отечественной войны вокзал и многие станционные постройки подверглись сильным разрушениям. Вокзал был реконструирован и оформлен в стиле сталинского ампира. Фасад здания утратил многие архитектурные украшения, был отштукатурен, и лишь его очертания и объемы напоминают предыдущее строение. На привокзальной площади разместился памятник уроженцу Осташкова Герою Советского Союза Константину Сергеевичу Заслонову.
Вокзал Осташкова. 1960-1970 гг.
Памятник Константину Заслонову
От инфраструктуры старой станции до наших дней без изменений дошли краснокирпичные керосиновый погреб, водонапорная башня и водоподъемное здание на берегу Селигера, здание ватерклозета, паровозная гидроколонка, действующая до сих пор, и старинные стрелочные ручные переводы с фонарями-флюгарками. До 2000 года функционировало локомотивное депо. Изначально оно состояло из двух веерных корпусов с поворотными кругами перед ними. Оба веерных крыла соединялись между собой корпусом мастерских. Одно из крыльев было уничтожено во время войны, не сохранились и поворотные круги. О торговом значении станции Осташков напоминают сохранившиеся здания складов и старинный деревянный пакгауз с погрузочной площадкой.
Керосиновый погреб
Водонапорная башня
В настоящее время движение поездов на станции осуществляется на участке Бологое — Соблаго, линия не электрифицирована, перевозки производятся на тепловозах.
Железнодорожная станция «Осташков»
С 2018 года между станциями Осташков и Бологое по выходным дням курсирует туристический ретропоезд «Селигер» на паровой тяге, делая получасовую остановку на станции Куженкино для экскурсии по сохранившемуся станционному комплексу начала XX века.
Ретропоезд «Селигер»
Источник: © Информационный портал «Заметки путешественника»
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Информационный портал «Заметки путешественника»
Источник: © Информационный портал «Заметки путешественника»
Источник: © Berdysh - фотопутешествия по России
Источник: © Сетевой проект Wikimedia Commons
Источник: © Викимапия - географическая онлайн-энциклопедия
Источник: © Сетевой проект Wikimedia Commons
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat