GPS: 56.093832 , 63.609993
Наблюдая активный экономический рост городов, в которых появилась железная дорога, жители Шадринска уже в конце XIX века осознавали, что необходимо развивать транспортную систему. Проложенные неподалёку маршруты, соединявшие Екатеринбург и Тюмень, а также Челябинск и Курган не включали лежащий в стороне Шадринск, лишив его многих экономических возможностей.
Молебен в лесу на месте будущего вокзала станции Шадринск. 1911 г.
Несколько раз — в 1889, 1893, 1902 годах — жители обращались к столичным властям с просьбой провести железную дорогу. Добиваться получения концессии на строительство ветки, включающей Шадринск, поручили инженеру В. А. Щицинскому. Три года трудов увенчались успехом — разрешение было получено в мае 1889 г. Правда, тогда дорогу так и не построили, поскольку Щицинский не передал вовремя городским властям необходимые документы.
Очень много сил к решению железнодорожной проблемы прикладывал местный купец Александр Алексеевич Лещёв. Он предлагал различные проекты включения родного города в транспортную сеть страны, направлял обращения к столичным властям. Существовал даже проект соединения Шадринска с Санкт-Петербургом. В другом варианте предлагалось соединить Шадринск с Пермью. Ещё одним вариантом была прокладка вблизи города маршрута Тюмень — Омск или строительство ветки Синарская — Шадринск. Последний вариант в Петербурге одобрили. Но построить дорогу не успели из-за вспыхнувшей Русско-японской войны.
А. А. Лещёв (справа). 1895 г.
К планам строительства железной дороги вернулись лишь в 1910 году. Представители города тогда встречались с главой правительства П. А. Столыпиным в Екатеринбурге. Вскоре после этого началась прокладка путей от Синарской до Шадринска. Первый поезд шадринцы встречали 25 марта 1913 года. К октябрю было налажено регулярное железнодорожное сообщение. Пассажирские поезда начали курсировать с 1 января 1914 года.
Прибытие первого рабочего поезда на станцию Шадринск. До 1917 года.
Как и в других городах, с появлением железной дороги в Шадринске всколыхнулась хозяйственная жизнь. Появились представительства крупных российских и зарубежных фирм, в частности «Зингер» и «Нобель». Возник проект прокладки магистрали между Екатеринбургом и Курганом через Шадринск. Стартовавшее было в 1911 году строительство этой ветки заморозили с началом Первой мировой войны, а затем и революции. Оставшиеся незавершёнными перегоны на участках Екатеринбург — Синарская и Шадринск — Курган были завершены только в 1929–1933 годах, чем завершилось создание железнодорожной сети в регионе.
Отправление первого поезда из Кургана на Шадринск. 1971 г.
Первые поезда, прибывающие в город в 1913 году, встречала прибитая к дереву табличка «Станция Шадринск». Здание вокзала открылось там позже — 27 октября 1913 года. Одноэтажное здание вокзала с рестораном для пассажиров работало до конца 1960-х годов. С ростом города поток пассажиров увеличился, и старый вокзал уже не мог их вместить. Назрела потребность в современном здании.
Железодорожный вокзал в Шадринске. 1978 г.
Новый вокзал с фасадом, парадно украшенным витражом, встретил первых гостей 28 декабря 1974 года. Интерьер помещения декорирован настенным панно, изображающим знаменитых шадринцев.