Приход долгожданного железнодорожного сообщения в Углич

Время прочтения: мин.

Ярославская обл, г. Углич, улица Вокзальная, дом 15А

GPS: 57.507373 , 38.324915

Станция Углич замыкает участок Октябрьской железной дороги. Здесь находится поезд-памятник ЭМ 727-57, который выполнял задачи Северного фронта в годы ВОВ.

История

Необходимость строительства железной дороги, которая связала бы Углич с другими городами центрального региона страны, возникла и была осознана еще в середине XIX столетия.

Здание вокзала г. Углич

Некогда важный торговый город столкнулся с небывалым по масштабам экономическим упадком, обусловленным явным логистическим проигрышем: кормившие Углич водные пути больше не отвечали требованиям времени.

Проект Верхневолжской железной дороги, маршрут которой предполагалось проложить от деревни Савелово близ Дмитрова до Рыбинска через Углич, был предложен и утвержден еще в 1905-м. Тем не менее время шло, а строительные работы не начинались: виной тому в первую очередь была нестабильная обстановка, осложненная Русско-японской войной и революцией 1905–1907 годов. 


Поезд Ленингpад - Москва на станции Савёлово

Несмотря на многочисленные прошения раздосадованных отсрочкой жителей региона, ответы высших государственных инстанций и ответственного за строительство акционерного общества из раза в раз оставались неизменными: «На данный момент обозначить сроки исполнения проекта не представляется возможным». Строительство Верхневолжской железной дороги началось лишь в 1914-м и шло крайне медленно: на этот раз осуществлению планов препятствовала Первая мировая война и новая революция. По состоянию на 1918 год был завершен только участок Кашин — Калязин, до Углича оставалось 48 километров непроложенных путей.


На станции г. Кашин. 1898 г.

Вспомнить об отложенном в долгий ящик проекте спустя еще полтора десятка лет вынудила необходимость: в 1933-м «Гидроэлектрострой» утвердил официальный план энергетического освоения водных ресурсов Верхней Волги, в том числе подразумевавший строительство Угличской гидроэлектростанции. Строительство столь масштабного сооружения по умолчанию требовало от инженеров решения множества логистических задач, важнейшей из которых было налаживание железнодорожного сообщения с городом.


Строительство Угличской ГЭС. 1938 г.

И наконец 5 февраля 1937 года, после четырех лет ударной работы, Углич обзавелся собственной железнодорожной станцией, связавшей его с Калязином. В тот же день в город прибыл первый паровоз, груженный материалами для строительства будущей ГЭС. Так Углич стал тупиковой станцией Октябрьской железной дороги.


Железная дорога к стройплощадке ГЭС. 1930-е

Первое вокзальное здание станции Углич было деревянным, но вскоре после Великой Отечественной войны его сменила сдержанная типовая одноэтажная каменная постройка, чье оформление дает отсылку к образцам классицизма рубежа XVIII–XIX веков. На данный момент здесь осуществляют движение поезда, направляющиеся по четырем основным маршрутам: Москва — Углич, Рыбинск — Углич — Москва, Углич — Санкт-Петербург и Углич — Сонково. Неподалеку от станции располагается местная достопримечательность: украшенный красной звездой поезд-памятник ЭМ 727-57, построенный в 1934-м на Харьковском паровозостроительном заводе для железных дорог Дальнего Востока и мчавшийся впоследствии по рельсам Северного фронта в годы Великой Отечественной войны. 


Вокзал Углича. 1970-е

Железнодорожная станция Углич

После выполнения боевых задач поезд передали сперва в ведение Кандалакшского, а затем Ленинградского и Бологовского депо, откуда в 1996 году он и отправился на заслуженный покой в Угличе, где радует глаз жителей и гостей города.



Похожие места

Историческая справка о городской железнодорожной станции и вокзале

В 1907 году в Осташкове была открыта железнодорожная станция. Здание вокзала после войны оформили в стиле сталинского ампира. Сейчас отсюда можно отправиться на экскурсию в ретропоезде «Селигер».

Историческая справка о городском железнодорожном вокзале

Узловая станция Орловско-Курского региона Московской железной дороги. Здание городского вокзала построено в 1950-х годах в стиле советского монументализма.

Детская железная дорога

В Новомосковске расположена детская железная дорога, работающая с 1953 года. Этот проект стал не только достопримечательностью, но и местом обучения юных железнодорожников, которые осваивают тематические профессии под руководством наставников.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!