За время существования города по периметру Кенигсберга было возведено несколько линий оборонительных укреплений. Когда одни укрепления ветшали, на их месте строились новые, отодвигаясь все дальше от стен Кенигсбергского замка. В середине XIX века военный инженер Эрнст Людвиг фон Астер создал второй оборонительный обвод Кенигсберга. Важную роль в этой системе укреплений играли городские ворота.
Эрнст Людвиг фон Астер
До настоящего времени в Калининграде сохранилось восемь таких ворот: Королевские, Россгартенские, Бранденбургские, Фридландские, Закхаймские, Фридрихсбургские, Аусфальские и Железнодорожные.
Большая часть ворот оборонительного обвода выполнена в неоготическом стиле. Они были богато украшены скульптурными композициями, барельефами, горельефами, зубчатыми башенками, порталами, арками и фронтонами. Скромнее других декорированы Аусфальские ворота.
Фридрихсбургские ворота
В конце 1900-х годов границы Кенигсберга существенно расширились за счет включения в состав города нескольких пригородов. Оказавшись внутри жилой застройки, оборонительные сооружения утратили свое значение и были проданы военным ведомством магистрату. Некоторые участки крепостных валов, часть бастионов и укреплений городских ворот были демонтированы. При строительстве Ганза-плац (ныне — площадь Победы) полностью были разобраны Трагхаймские и Штайндаммские ворота.
Штайндаммские ворота со стороны города.
Росгартенские ворота в Калининграде. 2020 г.
В настоящее время ворота старого Кенигсберга охраняются государством, некоторые из них переданы в распоряжение городских музеев. Так, Аусфальские ворота стали частью Калининградского историко-художественного музея, Росгартенские ворота относятся к Музею янтаря, а Королевские и Фридрихсбургские ворота — к Музею Мирового океана.