Дулёвский фарфоровый завод. Самый крупный в России

Время прочтения: мин.

г. Ликино-Дулёво, ул. Ленина, д. 15

GPS: 55.701303 , 38.958344

Дулевский фарфоровый завод основан в первой половине XIX века гжельским старообрядцем Терентием Кузнецовым. При нем была создана целая фарфоровая империя, которую национализировали после революции.

В 2019 году в состав Орехово-Зуевского городского округа вошел город Ликино-Дулёво, образовавшийся в 1937-м из одноименного поселка, который, в свою очередь, возник семью годами ранее в результате слияния деревень Ликино и Дулево.

Посёлок Дулёво. На переднем плане строится новый цех Дулёвского фарфорового завода. В центре старообрядческий храм Покрова Богородицы, вдали виден храм Иоана Богослова. 1934 г.

Тогда же, в 1937 году, в ликинской части города был основан завод, который в настоящее время выпускает множество моделей городских и междугородных автобусов. А дулёвская часть города известна главным образом предприятием, производящим изделия из фарфора.

Здание Дулевского фарфорового завода. Проходная. 2012 г.

Оно было основано еще в 1832 году, когда Терентий Яковлевич Кузнецов, продолжая дело своего отца, гжельского крестьянина-старообрядца Якова Васильевича, купил землю в пустоши Дулёво и завел здесь фарфоровый завод. В 1864 году в управление предприятием вступает внук Терентия Яковлевича Матвей Сидорович.

Здание Дулевского фарфорового завода. 2015 г.

При нем была создана целая фарфоровая империя — «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова», владевшее семью фарфоровыми заводами в Дулёве, Риге, Конакове, Вербилках и других местах. Каждый из этих заводов имел свой стиль.

Дулевская фарфоровая фабрика «Товарищества М.С.Кузнецова». 1889 г.

Для дулёвского завода характерной росписью стали так называемые агашки. Это яркие розы с круглыми лепестками, выписанные такими крупными мазками, что создается впечатление (впрочем, возможно, правдивое), что нанесены они не кистью, а пальцами. Агашками же их называли, вероятно, по распространенному в то время в крестьянской среде, откуда происходили мастерицы завода, женскому имени Агафья. Да и предназначался дулёвский фарфор главным образом для мещанского и крестьянского стола или для трактирного буфета.

Чайник 1400 мл Янтарь Агашка производства Дулевского фарфорового завода. 2000–2010-е гг.

После революции завод был национализирован и стал называться Дулёвским фарфоровым заводом имени газеты «Правда». В его продукции, как и у других фарфоровых и фаянсовых предприятий, особое место занял так называемый агитационный фарфор — изделия, на которые наносились лозунги, помещались портреты политических деятелей, революционные символы.

Фарфоровые работы Авдониной Нины Фёдоровны – одного из мастеров завода. 2000–2010-е гг.

Дулёвский фарфор пользовался признанием на международной арене. На Всемирной выставке 1937 года в Париже он получил Гран-при. А в 1958-м на Всемирной выставке в Брюсселе Гран-при была удостоена скульптура Алексея Георгиевича Сотникова «Сокол», и с тех пор изображение этой птицы стало фирменным знаком Дулёвского завода.


Фарфоровые циркачи производства Дулевского фарфорового завода. 2000–2010-е гг.

Сервиз чайный.

Белый лебедь Золотой олень на

6 персон 15 предметов, фарфор.

Дулевский фарфоровый завод. 2020-е гг.

Фарфоровые вазы производства

Дулевского фарфорового завода. 2000–2010-е гг.

В настоящее время завод находится в частном владении. Это самое крупное фарфоровое предприятие в России. Завод прошел модернизацию, результатом которой стало увеличение объема и рост качества его продукции. При заводе работает музей, в котором представлены образцы фарфоровых и фаянсовых изделий разных лет.



Похожие места

Рославльский вагоноремонтный завод. Градообразующее предприятие

Рославльский вагоноремонтный завод основан в XIX веке. Сегодня он является ведущим промышленным предприятием города. В 1990-е г. здесь начали производить новые вагоны-цистерны и вагоны-платформы.

Тихорецкий машиностроительный завод имени В. В. Воровского

Одно из старейших предприятий страны. Техника, производящаяся на заводе, помогает ремонтировать и обслуживать пути на железных дорогах и в метро на территории всей Российской Федерации, а также в странах ближнего зарубежья.

Камбарский машиностроительный завод

Бывший железоделательный завод Демидовых пережил множество этапов развития. В разные времена выпускались якоря, вагонетки, станки и целые тепловозы. В наши дни завод является градообразующим предприятием и выпускает широкий ассортимент продукции.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!