Станция Крюково, находящаяся вблизи Москвы, долгое время служила пересадочным пунктом для путешествующих к Ново-Иерусалимскому монастырю, расположенному в Воскресенске (сегодня — Истра). До начала регулярного пассажирского движения по Рижской железной дороге в 1901 году жители столицы пользовались этим маршрутом, покупая билеты на поезд до Крюкова и нанимая извозчика для дальнейшего пути.
Здание вокзала на станции Крюково. 1913 г.
Одним из таких путешественников был знаменитый писатель Антон Павлович Чехов, который в 1880-е годы снимал дачу неподалёку от монастыря. Летом 1884 года Чехов отправил своему другу Николаю Александровичу Лейкину, бывшему писателем и издателем журнала «Осколки», приглашение посетить Новый Иерусалим. В своём письме Чехов отмечал, что поездка из Крюкова до монастыря на ямщике стоит два рубля и занимает два часа. Он предлагал Лейкину присоединиться к нему для участия в пасхальной службе и даже вызывался приехать за ним в Москву, если тот напишет ему.
Николай Лейкин
Эта поездка вдохновила Чехова на создание небольшого фельетона, сатирически отражавшего его наблюдения за обер-кондукторами — билетными контролёрами в поездах. Чехов описывал обер-кондукторов как самодовольных и неумелых чиновников, злоупотребляющих своей властью. В одном из рассказов он описывает один инцидент:
Что такое обер-кондуктор? Беспристрастный "Словарь 30000 иностранных слов" говорит, что под сим звучным словом нужно разуметь обыкновенного сверчка, знающего свой шесток и не выходящего за пределы исполнения обязанностей и получки жалованья. Это говорит теория, на практике же выходит совершенно иное. У нас обер-кондуктор, вопреки своему этимологическому значению, изображает из себя большое нечто… Это объевшаяся, растолстевшая, зачванившаяся и лезущая в начальство шишка… Шишка неуязвимая и несменяемая…
На днях обер-кондуктор Васильев арестовал адвоката Кишкина. Как вам это понравится? Арестовал. — "Я вас арестую!" — и больше ничего… Адвокат ехал со ст. Химки на полустанок Сходня. Проезжая ежедневно сей малый путь, он платил обыкновенно за расстояние между станцией и полустанком, на сей же раз Васильев потребовал от него, чтобы он заплатил за всю станцию, т. е. за расстояние между Химкой и Крюковом. Вышло препирательство, не столько, конечно, из-за ничтожных копеек, сколько из-за "принципа". Оказалось на сей раз, что и у обер-кондукторов бывают принципы.
Обер-кондуктор С.Петербурго-Московской железной дороги
Скандал кончился весьма скверно. Когда поезд подошёл к Сходне и Кишкин хотел выйти из вагона, то его потянули обратно за фалды и заперли с обоих концов вагон. Когда же он подошёл к окну, чтобы позвать к себе на помощь, то Васильев отбросил его от окна и приказал ему сидеть. Поезд двинулся, и адвокат очутился "на военном положении", под арестом…
Выпущенный в Крюково на свободу, он должен был, чтобы отправиться к родным пенатам, нанять лошадей и пролупить 20 вёрст… Таковы нынче обер-кондукторы… Впрочем, ведь нынче нет метрдотеля или тапёра, который не лез бы в начальники и не превышал власти…
Антон Чехов, из комплекта открыток «Классики русской литературы»
Источники:
© Станция в окрестностях города Химки. Начало XX века. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Здание вокзала на станции Крюково. 1913 г. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Николай Лейкин. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Обер-кондуктор С.Петербурго-Московской железной дороги. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Антон Чехов, из комплекта открыток «Классики русской литературы». Государственный каталог музейного фонда РФ