Борисоглебский Муромский монастырь

Время прочтения: мин.

Владимирская обл., с. Борисоглеб, ул. Первомайская, д. 10

GPS: 55.716240 , 42.019757

Борисоглебский Муромский монастырь был построен в XIV веке. Обитель включала в себя две церкви: Вознесенскую и Рождественскую, от которых сохранились лишь фрагменты. Сейчас здания реставрируют.

История

В селе Борисоглеб находится один из древнейших монастырей Муромской земли, он был построен в XIV веке. Монастырь состоит из нескольких храмов, от некоторых из них сохранились лишь фрагменты. Здания обители сегодня реставрируют и облагораживают.


Фрагмент стены Вознесенского храма. 2012 г. Автор фото – uchazdneg

По легенде, записанной в XVI веке, он был основан на месте двора Глеба Владимировича, княжившего в городе в начале XI столетия. В 1228 году, по преданию, здесь постриглась Евдокия — дочь преподобных Петра и Февронии. Однако первые достоверные сообщения об обители относятся к XIV веку. В 1345 году в ней постригся, скончался и был похоронен муромский князь Василий Ярославич.

Борисоглебский Муромский монастырь. Начало XX в.

Монастырь получал земельные пожалования от муромских князей, а впоследствии от московских великих князей и царей. К рубежу XVI–XVII веков ему принадлежало более десяти сел и деревень, пашни и угодья. Местный игумен получил сан архимандрита. В обители издревле стояли две деревянные церкви — главная, святых Бориса и Глеба, а также мучеников Флора и Лавра. В 70–80-е годы XVII века их заменили каменными постройками. Вместо Борисоглебского храма возвели Вознесенский с приделом Бориса и Глеба. Церковь Флора и Лавра получила новое посвящение в честь Рождества Христова.


Фрагмент стены Вознесенского храма. 2009 г. Автор фото – Василий Шелёмин

Архитектура Вознесенского храма


Вознесенский храм не дожил до наших дней, его разобрали на кирпич в 1970-х годах. Уцелел лишь фрагмент стены. Это было пятиглавое здание с разделенным арками трехчастным алтарем. Его стены украшали два яруса ниш и проемов с пышными наличниками, барабаны внушительных размеров стояли на основаниях в виде четырех кокошников. До Октябрьской революции в храме хранился антиминс — плат со вшитой в него частицей мощей, — присланный митрополитом Рязанским и Муромским Иосифом в 1681 году.

Церковь Рождества Христова в селе Борисоглеб. 1965–1970 гг.

Рождественский храм

Рождественский храм интересен своими разными фасадами. Восточный и западный украшены тремя полуциркульными кокошниками, южный и северный — двумя закомарами. Пять небольших луковичных глав стоят на высоких барабанах, что придает зданию устремленность ввысь. В 1765 году Борисоглебский монастырь упразднили, а его строения превратили в церковный приход. Самые ценные святыни отослали во Владимир. После 1917 года оба храма были закрыты.

Общий вид Борисоглебского Муромского монастыря

Монастырь сегодня

Когда в 1992 году территорию бывшего монастыря передали Владимирской и Суздальской епархии, сохранившийся Рождественский храм стал подворьем муромского Благовещенского монастыря. В 2013 году при нем возродили женскую обитель, а также устроили подворье епископа Муромского и Вязниковского. Отреставрировали Рождественский храм, выстроили трапезную и гостиницу для паломников. Сегодня здесь ведутся работы по возведению большого келейного корпуса.



Похожие места

Бугульминский Казанско-Богородицкий монастырь

Казанско-Богородицкий монастырь в Бугульме, основанный в 1889 году, начал свою историю в 1868 году с создания женской православной общины под руководством Иустины Митюшкиной. После долгих усилий по легализации и расширению монастырь был официально утверждён и стал одним из крупнейших в Самарской епархии, но был закрыт в 1931 году; восстановление началось в 2014 году с проведения первой церковной службы в сохранившихся зданиях.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

Монастырский комплекс является святым местом для паломников. Голубые купола главного храма видны отовсюду, а его декор в "Валаамском стиле" сочетает красный кирпич и каменное "небесное" кружево.

Алатырский Троицкий мужской монастырь

Старинный Троицкий монастырь впервые упоминается в летописях XVI века. Монастырь не только колонизировал земли края, но и распространял христианство. После революции он был взорван, сейчас его восстанавливают.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!