GPS: 53.172154 , 48.797924
В 1876 году, через два года после того, как Сызрань вошла в железнодорожную сеть страны, первый железнодорожный мост через Волгу в ее среднем и нижнем течении начали строить у перевоза Батраки (с 1956-го — город Октябрьск).
До его появления составы через Волгу переправляли на паромах, зимой рельсы укладывали прямо на лед. Все это было долго, дорого, неудобно и весьма небезопасно.
Проектировать мост выпало будущему светиле отечественного мостостроения, а тогда начинающему инженеру-путейцу Николаю Аполлоновичу Белелюбскому (1845–1922). В ходе четырехлетнего строительства его проект претерпел изменения: Волга показала свой норов, и пришлось увеличить высоту волнореза.
Николай Аполлонович Белелюбский
Строили мост в основном крестьяне близлежащих губерний: Симбирской, Самарской, Оренбургской. Всего — две с половиной тысячи человек. Наблюдали за стройкой порядка ста инженеров и техников. Рабочие жили в возникшем тогда же поселке Правая Волга, там же находились склады и другие подсобные производственные сооружения.
Металлические конструкции пролетов закупали в Бельгии и на Брянских заводах, гранит для облицовки ледорезов и быков везли из Финляндии и с берегов Шексны. По мере строительства бюджет проекта рос и в конечном счете превысил четыре с половиной миллиона рублей.
Александровский мост через реку Волгу. 1900—1916 гг.
В итоге была возведена мощная, надежная, по сей день впечатляющая своими масштабами конструкция. Мост состоял из 13 пролетов общей длиной 1439,1 метра, одним концом упираясь в земли Симбирской губернии, а другим — Самарской. На то время это было самое крупное сооружение подобного рода в Европе и шестое в мире по размеру.
Торжественное открытие моста состоялось 30 августа 1880 года. В честь 25-летия царствования Александра II он получил название Александровского. В советский период мост был переименован в Сызранский, ныне оба эти названия используются как равнозначные.
Освящение и открытие Алексаднровского моста. 1880 г.
В Гражданскую войну, осенью 1918-го, 11-й и 12-й пролеты моста были взорваны отступавшими белыми.
Во время Великой Отечественной войны мост приобрел стратегическое значение — по нему с Урала, Сибири, Дальнего Востока на фронт непрерывным потоком шли воинские эшелоны. Защиту моста от налетов вражеской авиации обеспечивали зенитные батареи и эскадрилья истребителей-перехватчиков. 4 октября 1942 года, совершив таран «Юнкерса», летчик Николай Шутов ценой собственной жизни спас мост от очередной бомбардировки.
Николай Фёдорович Шутов
Сызранский железнодорожный мост. Наше время.
В послевоенное время мост несколько раз реконструировали, но, как уверяют специалисты, основные инженерные решения его создателей эти вмешательства не затронули.