GPS: 55.539324 , 42.185613
Окская судоверфь, основанная в 1907 году, — одно из крупнейших судостроительных предприятий Нижегородской области.
В начале XX века Коломенский машиностроительный завод получил крупный заказ на строительство нефтеналивных барж. В связи с этим неподалеку от города Кулебаки решили построить судостроительное предприятие — Мордовщиковскую судоверфь, получившую свое название от расположенной неподалеку деревни.
В первые же годы работы судоверфь сдала заказчикам баржи «Екатерина Великая», «Ярославна» и «Ольга Премудрая». Уже к 1912 году завод стал главным поставщиком речных барж в Поволжье и сохранял эти позиции до 1930-х годов. Кроме того, тут производили железнодорожные цистерны, пассажирские теплоходы, буксиры и шхуны. Революция 1917 года стала тяжелым временем для верфи: из-за забастовок рабочих строительство судов неоднократно приостанавливалось.
Баржа «Екатерина Великая»
В первые годы советской власти было принято решение возобновить строительство речных судов, и к 1940 году завод изготовил 125 барж и 14 самоходных судов. Самый лучший результат был показан в 1931 году, когда на воду спустили нефтеналивные баржи общей грузоподъемностью 12 тысяч тонн. А в 1935 году произошло важное событие в жизни завода: было построено первое в мире цельносварное баржевое судно «Комсомолка Судоплатова».
Баржа «Молога» на Мордовщиковской судоверфи. 1928 г.
Нефтеналивная баржа «Комсомолка Судоплатова»
В годы Великой Отечественной войны Мордовщиковский судостроительный завод изготавливал для фронта оборонную продукцию: бронированные огневые точки, защищенные башни для катеров, детали для реактивных снарядов, понтонные переправы. После войны возобновилось строительство речных и морских судов. В 1954 году здесь построили первое в СССР судно смешанного плавания, способное ходить как по рекам, так и в море — танкер «Олег Кошевой». Вскоре завод прекратил выпуск барж и стал специализироваться на строительстве танкеров и сухогрузов.
Танкер «Олег Кошевой»
С основанием города Навашино в 1958 году предприятие переименовали в Навашинский судостроительный завод, а в 1966 году он получил название «Ока». В 1982 году завод «Ока» наградили орденом Трудового Красного Знамени. В конце XX века предприятие разделили на два завода: Окскую судоверфь и Навашинский машиностроительный завод (впоследствии закрытый). С 2010-х годов по настоящее время АО «Окская судоверфь» занимается строительством судов, катеров, танкеров, барж и понтонных парков, которые используются в бассейнах рек от Балтийского до Каспийского моря.
Орден Трудового Красного Знамени
Окская судоверфь
Источник: © Видеохостинг «RuTube»
Источник: © «Infoflot.ru» - информационно-справочный портал по речному флоту
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Исторический проект «Миг короток, век долог!»
Источник: © Туристический портал Владимирской области
Источник: © «Водный транспорт» - фотогалерея речных и морских судов
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ