Мельница Ивана Ивановича Кузьмина

Время прочтения: мин.

Республика Татарстан, г. Бугульма, улица Тукая, 64

GPS: 54.536446 , 52.794820

В начале XX века в Бугульме хлебный рынок начал активно развиваться, в связи с чем в 1911 году Иван Кузьмин построил крупную мельницу. Оснащённая современным оборудованием и размещённая в центре города, она стала важным производственным предприятием, продукция которого использовалась для нужд армии во время Первой мировой войны. Мельница сохранилась до наших дней.

В начале XX века в России наблюдалось стремительное развитие хлебного рынка. Это способствовало росту интереса со стороны торговых компаний, купцов и переработчиков сырья к Волго-Бугульминской железной дороге. До её открытия хлеботорговцы обратились к уездной управе с просьбой выделить землю для строительства элеватора. В ответ на это купец 2-й гильдии Иван Иванович Кузьмин получил разрешение от Бугульминской городской думы на строительство мельницы сортового помола. Её построили в 1911 году после одобрения проекта в Самарской губернской управе.

Губернская земская управа. 1905 г.

Главный контроль Самарской городской управы. 1918 г.

По требованию прибывшего из губернского центра старшего фабричного инспектора механизмы были ограждены барьерами и щитами для обеспечения безопасности рабочих. В машинном отделении был установлен вентилятор для удаления вредных газов, а дымовую трубу нефтяного двигателя снабдили искрогасителем. На случай пожара была предусмотрена наружная спасательная лестница.


Самарское губернское правление, приложив два проекта паровой каменной мельницы-крупорушки. Эти проекты были согласованы с Бугульминской городской управой и с полицейским управлением. Комплекс зданий мельницы был размещён в центре города, рядом с железнодорожными путями и шоссе, ведущим к станции Бугульма. К концу октября того же года были построены четырёхэтажное каменное здание мельницы, каменная кузница, деревянные амбары и контора, которые разместились на одном гектаре земли, выделенной городом.

Двигательной установкой служила паровая машина мощностью в 80 лошадиных сил. Все помещения мельницы освещались электричеством, вырабатываемым динамо-машиной. Пуск предприятия совпал с началом Первой мировой войны, и неудивительно, что продукция, отгружаемая вагонами с мельниц Кузьмина, направлялась преимущественно для нужд армии по заказу военного ведомства.



Машинная электрического освещения. Динамо-машина. 1897 г.

Первая паровая машина мощностью в 80 лошадиных сил на Кушвинском металлургическом заводе. 1906 г.

Комплекс зданий мельницы Ивана Кузьмина сохранился до наших дней. Его можно увидеть и сейчас, век спустя, недалеко от Дома техники рядом с городским водоёмом.

Похожие места

Здание заводской конторы Лысьвенского металлургического завода

Контора Лысьвенского металлургического завода — одно из красивейших зданий города. Оно построено в 1915 году, сочетает в себе элементы модерна и классицизма: симметричность сооружения и строгость декора.

Ирбитский мотоциклетный завод

Изначально завод был открыт в 1941 году в Москве, но в годы Великой Отечественной войны его эвакуировали в Ирбит. Первая партия мотоциклов была выпущена там 25 февраля 1942 года. В 1992 году завод перешёл из государственной собственности в частную.

Алапаевский чугуноплавильный и железоделательный завод, XVIII век

Алапаевский железоделательный завод — это историческое предприятие, которое создано в конце XVII в. В 1820-е г. завод закрыли и производство чугуна перенесли на реку Нейва. Единственное сохранившиеся здание старого завода – это молотовая фабрика.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!