GPS: 58.309710 , 48.342621
В начале XX века Котельнич стал важным транспортным узлом благодаря строительству железной дороги. В 1901 году было принято решение о создании железнодорожной магистрали, соединяющей Санкт-Петербург, Вологду и Вятку (сегодня — Киров). В том же году Котельничская городская дума подала ходатайство в правительство Российской империи с просьбой провести линию через Котельнич, чтобы иметь удобный и выгодный пункт для коммерции и закупок сельскохозяйственной продукции. В конкуренции с соседним Орловом Котельнич одержал победу, и Министерство путей сообщения утвердило его в качестве конечного пункта.
Котельнич. Вид на Никольскую церковь и железнодорожный мост через реку Вятку. 1917 г.
Строительство Вологодско-Вятской железной дороги продолжалось с 1902 по 1905 год, и его стоимость составила 43 миллиона рублей. В это же время в Котельниче был возведён однопутный мост через реку Вятка и построено одноэтажное деревянное здание вокзала станции Котельнич-1, которое прослужило целое столетие. Открытие грузовых перевозок через Котельнич произошло в конце 1905 года, а пассажирских — летом следующего года.
Котельнич. Мост через реку Вятку
Котельнич после пожара, литография
В 1913 году началось строительство железнодорожной линии между Котельничем и Нижним Новгородом, завершившееся только в 1927 году при советской власти. В 1926 году, когда две трети города были уничтожены пожаром, уцелели только вокзал и окружающие его деревянные здания. Л. Н. Рахманов, писатель и житель Котельнича, описывал, как благодаря паровозам, качавшим воду из тендеров, удалось сохранить вокзал и близлежащие сооружения, такие как мельница и военные казармы.
Во время Великой Отечественной войны железнодорожный узел Котельнича использовался максимально. Грузовые составы круглосуточно перемещались через город, доставляя военные и гражданские грузы, а эшелоны с эвакуированным населением непрерывно шли из прифронтовых районов. Местные госпитали принимали тысячи раненых. Железнодорожники Котельнича были признаны победителями социалистического соревнования Горьковской железной дороги и удостоены Переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны за их заслуги.
Знамя Государственного Комитета Обороны в музейном зале
После войны в Котельниче построили второй путь на железнодорожном мосту через Вятку, а последняя капитальная реконструкция моста была завершена в 2000 году, незадолго до его столетия. В 1963 году вся железнодорожная линия была электрифицирована. В середине 1990-х годов началось строительство нового здания железнодорожного вокзала, который был открыт только в 2005 году. Новое здание из красного кирпича имеет оригинальную архитектуру: фасад, выходящий на перрон, включает три этажа, а фасад со стороны улицы Труда — два этажа.
1. Вид с высоты на железнодорожный вокзал в Котельниче
2. Железнодорожный мост через реку Вятку
Сегодня станция Котельнич-1 играет важную роль как на Горьковской железной дороге, так и на всей Транссибирской магистрали, оставаясь важным транспортным узлом.