Историческая справка о железнодорожной станции Кондопога

Время прочтения: мин.

Республика Карелия, г. Кондопога, Привокзальная пл., д. 1

GPS: 62.209294 , 34.275584

История станции Кивач связана со строительством Мурманской железной дороги в 1916 году и её последующими перемещениями. Во время Великой Отечественной войны станция оказалась в центре ожесточённых боёв и оккупации, но после освобождения началось восстановление железнодорожного сообщения и вокзала, а к 2023 году он был полностью отремонтирован.

Вместе со строительством Мурманской железной дороги в 1916 году возникла станция Кивач. Своим названием она была обязана водопаду, расположенному в 29 километрах. Красоту этих мест запечатлел на снимках известный фотограф С. М. Прокудин-Горский, приезжавший в эти места летом 1916 года.

Открытка почтовая «Кивачъ. С лѣваго берега Суны».

С. М. Прокудин-Горский. 1900-е гг.

Мурманская железная дорога.

Станция Кивач

Местом расположения станции была выбрана 50-я верста дороги. Здесь начинались подъездные пути к месту постройки завода азотной кислоты и к пристани. Станция находилась там временно, и в 1917 году её перенесли. На старом месте остался телеграфный пост и пост стрелочника, работавшего за счёт завода. Из-за начавшегося строительства канала в 1927 году станцию вновь пришлось перенести. Был оборудован перегруз с узкоколейной дороги лесозавода.


Железнодорожный вокзал Кивач. 1956 г.

В 1920–1930-е годы на маршруте Петрозаводск — станция Кивач начали курсировать поезда местного значения, представлявшие собой автомотрисы — самоходные железнодорожные вагоны с двигателем. Вокзал здесь появился в 1934 году. В ходе железнодорожных реформ в 1935 году Мурманская железная дорога сменила название на Кировскую железную дорогу.


Железнодорожный вокзал Петрозаводска. 1948 г.

В основании железнодорожного моста, протянувшегося через канал неподалёку от здания вокзала, имеется повреждение с рваными краями. Эта дыра напоминает о тяжёлых решениях Великой Отечественной войны. Оборонявшая Кондопогу 313-я дивизия Красной армии получила приказ вечером 3 ноября 1941 года отступить из города и сдать его неприятелю. Отступившие советские войска хотели взорвать мост, чтобы задержать врага, но заложенной взрывчатки оказалось недостаточно, и мост выстоял, но был повреждён.


Финнам, оккупировавшим город (ноябрь 1941 — июнь 1944 года), удалось наладить железнодорожное сообщение на линии между Медвежьегорском и Петрозаводском через Кондопогу. Работами по ремонту и восстановлению железнодорожных линий занимались военнопленные. Полотно снова было повреждено в сентябре 1943 года. Подрыв полотна произвела советская диверсионно-разведывательная группа между станциями Медгора и Кондопога. Два финских эшелона были пущены под откос. После выдворения оккупантов почти сразу было налажено железнодорожное сообщение. Поезд через Кивач прошёл уже 14 июля.

Здание вокзала Медвежьегорске. 1955 г.

В марте 1952 года было открыто новое здание железнодорожного вокзала. Сегодня оно продолжает принимать пассажиров. В 1965 году приказом Министерства путей сообщения СССР станция «Кивач» получила название «Кондопога».

Железнодорожный вокзал в Кондопоге. 1953 г.

Здание железнодорожного вокзала в Кондопоге. 1971 г.

Станция «Кондопога» была полностью отремонтирована в 2023 году. Лестницы и фасады здания вокзала были приведены в первозданный вид. Проведены работы по благоустройству привокзальной территории. На вокзале появились новые часы. Для безопасности пассажиров установили новые ограждения и подогрев ступеней на лестницах. На привокзальной территории высажены растения, появились новые скамейки и урны.

Железнодорожная станция Кондопога

После войны большой популярностью среди горожан пользовался ежедневный пригородный поезд Медвежьегорск — Петрозаводск. Его расписание было составлено очень удобно: в Петрозаводск поезд приезжал около 7 утра, а обратно отходил в 6 вечера. Горожане любовно прозвали его «Колхозник». Через некоторое время кондопожский участок железной дороги был электрифицирован. На смену старенькому тихоходному «Колхознику» пришли быстрые современные электрички. Но и их по старой памяти продолжали называть «Колхозником».


Местный поэт Павел Малыгин посвятил в 1998 году поезду стихотворение «В „Колхознике“»:


Поезд пригородный. Время позднее.

Льётся водочка по стаканчикам.

Рыбаки с шарабанами — с осени,

Их весной заменяют дачники.

Круглый год — лишь студенты праздные.

Сумки полные, всё — с припасами.

В остальном пассажиры разные:

И ужасные, и прекрасные.

Поезд медленно слишком тянется.

Время тянется с той же скоростью.

Кто-то радостный, кто-то мается

В одиночку с унылой горестью.

Обсуждаются сплетни, новости

В самом демократичном поезде.

Плачут дети, смеются взрослые.

Проводницы глядят замучено:

Пассажиры все с виду сносные,

Но к порядку не все приучены.

На полу шелуха от семечек 

И пустые бутылки с пробками.

Только их заметает веничек,

Появляются снова. Долго ли?

А вагоны всё современные,

«Самолётами» называются.

Форма, в сущности, изменяется,

Содержание — неизменное:

Был «Колхозником», им останется.

Похожие места

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Железная дорога в Усть-Катаве появилась в 1890 году, сыграв ключевую роль в развитии города и его заводов. Это открыло новые экономические возможности и упростило транспортировку продукции.

Железнодорожная станция Котлас-Южный

В середине XIX века появилась необходимость строительства железнодорожной ветки для соединения Котласа с Архангельском, что произошло в 1899 году с завершением ветки Пермь — Котлас. Эта железная дорога стала ключевым транспортным узлом, сыгравшим важную роль в развитии города и поддержке грузоперевозок во время Великой Отечественной войны.

Вокзал Липецка

Железную дорогу протянули к Липецку в 1868 году — городу-курорту требовалось транспортное сообщение. Первый вокзал включал в себя только два зала ожидания, сегодня — это 11-этажное здание с часовой башней.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!