GPS: 55.386671 , 43.813370
Церковь Воскресения Христова была построена в первой половине XVII века и в дальнейшем неоднократно перестраивалась. В результате последней реконструкции, проведенной в первой половине XIX века, и появился Воскресенский собор. К тому времени старый храм находился в ветхом состоянии, и в 1812 году архитектор Михаил Коринфский составил проект нового церковного здания. Торжественная церемония открытия строительства состоялась 14 июля 1814 года. Проект Коринфского предусматривал возведение на высоком холме храма о пяти куполах, крестообразного в плане, с четырьмя фасадами и портиками, возвышающимися на 15 ступенях. Длина и ширина храма были одинаковы и составляли около 64 метров.
Портрет архитектора Михаила Петровича Коринфского (Варенцова)
Первоначально на постройку собора горожане собрали 50 тысяч рублей. Сбор пожертвований продолжался и позднее, так что в итоге общая сумма средств, потраченных на новый храм, составила 500 тысяч рублей. Тем не менее денег на завершение строительства не хватало, и было решено использовать материалы, оставшиеся от прежнего разобранного собора. Согласно документам, все строительные и художественные работы в новом храме проводились местными силами — жителями города, Арзамасского уезда и близлежащих территорий.
Вид города Арзамаса А. В. Ступин. 1826 г.
С начала 1830-х годов один за другим стали освящаться приделы собора. Первым был открыт придел Всех Святых, затем — во имя святителя Митрофана Воронежского, потом — благоверного князя Александра Невского. В 1840 году епископ Нижегородский Иоанн освятил престол во имя Воскресения Христова, а с 1842 года стал действовать придел великомученика Иоанна Воина, после чего строительство храма завершилось
Воскресенский собор в Арзамасе Вид с юго-запада. 1900-1917 гг.
В советское время главный храм Арзамаса планировали взорвать, но из-за возмущения местного населения в 1932 году его лишь закрыли, устроив здесь антирелигиозный музей.
В годы войны в храме размещался госпиталь для раненых. В 1944 году уроженец Арзамаса патриарх Сергий поставил вопрос об открытии храма, однако церковные службы там стали проходить лишь с 1947 года, уже после смерти владыки.