Вокзал Волхова

Время прочтения: мин.

Первой железной дорогой, в 1904 году прошедшей через Волховский край, стал путь от Петербурга до Вологды. В годы Первой мировой войны, ВОВ и блокады Ленинграда путь играл ключевую роль в транспортной связи.

Волхов и железная дорога

Первой железной дорогой, которая прошла через Волховский край, является путь от Санкт-Петербурга до Вологды, который проходит через Тихвин. Проект такой дороги был утвержден императором Николаем II в мае 1901 года, и ее протяженность составляла 550 верст. Будучи в центре больших исторических событий — сначала Первая мировая война, затем строительство ГЭС и, наконец, блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, — станция Волховстрой-I играла ключевую роль в транспортной связности Северо-Запада страны.

Сооружение Санкт–Петербурго Вологодской железной дороги. 1902 –1905 гг.

Строительство железной дороги до Вологды: основание станции Званка

Железная дорога, спроектированная при Николае II, была призвана соединить Северо-Западный промышленный район России с Транссибом, обеспечив прямое сообщение Санкт-Петербурга с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.

Строительство железной дороги от Санкт–Петербурга через Тихвин до Вологды. 1904 г. Автор фото – SVR115

Строительство пути на Вологду началось в ноябре 1901 года силами четырех тысяч рабочих и в основном завершилось в июле 1904 года. На 114 версте от Санкт-Петербурга, на левом берегу Волхова близ селения Званка была заложена станция, названная по имени той же деревни. Такой выбор был обусловлен, во-первых, близостью реки, по которой было удобно доставлять строительные материалы, во-вторых, населенностью здешних мест, облегчавшей наем рабочей силы.

Работники депо станции Званка. 1914 г.

В 1902 году началось возведение железнодорожного моста через реку Волхов по проекту выдающегося инженера-мостостроителя Лавра Дмитриевича Проскурякова (1858–1926), автора знаменитого моста через Енисей 1895 года постройки. По тому же типу он спроектировал и волховский мост. Руководили его постройкой инженеры путей сообщения В. А. Саханский и В. А. Фесенков. Мост сдали в эксплуатацию 7 мая 1905 года. Одновременно в Званке строили паровозное депо, вокзал и другие объекты железнодорожной инфраструктуры. Регулярное сообщение между Санкт-Петербургом и Вологдой открылось в январе 1906 года.





Портрет инженера Проскурякова Лавра Дмитриевича

Первые здания вокзала Званки

Первое здание вокзала станции Званка было деревянным, в один этаж. Ежедневно через станцию проходило по пять пар пассажирских поездов, очень скоро по пассажирообороту — порядка 27 тысяч человек в год — она вышла на одно из первых мест на всей дороге.

Железнодорожный мост через реку Волхов. 1923 г.

Толчок дальнейшему железнодорожному строительству в регионе дала Первая мировая война. С постройкой в 1915 году на правом берегу Волхова ответвления на Свирь, Петрозаводск и Романов-на-Мурмане (вскоре переименованный в Мурманск) Званка превратилась в важный железнодорожный узел, через который из Беломорья в центр России пошли военные грузы, полученные от союзников по Антанте морским путем. В 1917 году вдоль реки Волхов появилась ветка на Чудово, рядом с которой вскоре стали возводить Волховскую ГЭС, что сделало станцию Званка еще более государственно значимой.

Станция Волховстрой–1 в Волхове после бомбежки. 1944 г.

В 1934 году станция получила название «Волховстрой-I». Тогда же было построено первое каменное здание ее вокзала, уничтоженное вражеской бомбардировкой в мае 1942 года.

Новый вокзал

Новый вокзал, ставший символом города, появился на станции Волховстрой-I в 1951 году. Он посвящен трудовому и воинскому подвигу волховчан. По сей день вокзал — одна из главных архитектурных достопримечательностей города. Авторами его проекта стали известный советский архитектор Алексей Николаевич Душкин (1904–1977), строитель московского метро, автор железнодорожных вокзалов в Днепропетровске, Симферополе, Сочи, и его молодой коллега Бронислав Давидович Хилькевич. Двухэтажный волховский вокзал в стиле сталинского ампира несколько напоминает сочинский. Здание выполнено по типу галереи, изобилует порталами всех форм и размеров, декорировано пилонами и арками. Его «изюминка» — башенные часы с боем. Вокзал по праву считается одним из красивейших в Ленинградской области и является культурно-историческим памятником.

Вокзал станции Волховстрой–1. 1970-е г. Автор фото – Л.Б. Роль

Железная дорога сегодня

Сегодня станция Волховстрой-I обеспечивает пригородное сообщение, ежедневно через нее проходят более 20 поездов дальнего следования. Станция Волховстрой-II обслуживает грузовые составы.




Похожие истории

Мавзолей Ессен-тук (утрачен)

Одна из главных природных достопримечательностей города Ессентуки — гора Ессен-Тук высотой около 700 метров. На ее территории археологи нашли несколько погребальных комплексов бронзового века.

Юбилейное чугунное литье из собрания Каменск-Уральского краеведческого музея

В краеведческом музее Каменска хранится коллекция чугунного литья. Особое место среди них занимают бюст императора Александра II, памятная доска в честь 200-летнего юбилея завода и герб Российской империи.

Вокзал Ступино

Железная дорога в Ступино появилась в 1900 году и связала Москву и Каширу. Вокзал возвели спустя три года, а в 1930-х деревянное здание перестроили в современное, сочетающее классицизм со сталинским ампиром.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!