GPS: 53.170040 , 48.481931
Железная дорога пришла в Сызрань в 1874 году с открытием грузового и пассажирского движения на 520-километровом участке от Моршанска до Сызрани.
Александровский мост через Волгу. 1894 г.
Магистраль прокладывали в течение двух лет, руководил стройкой инженер-путеец Николай Львович Марков (1841–1917), управляющий акционерного общества Ряжско-Моршанской дороги. Впоследствии он дважды избирался депутатом Государственной думы от Тамбовской губернии.
В 1870-х в строй была введена 19-километровая ветка от Сызрани до поволжского поселка Батраки (ныне город Октябрьск). С ее появлением братья Нобель построили близ поселка нефтеналивную базу, которую питали танкеры, прибывавшие с низовьев Волги. Здесь нефть перекачивали в железнодорожные цистерны и развозили по всей стране, до 10 миллионов пудов ежегодно.
Рольф, Эммануэль, Эмиль, Людвиг (Луллу) и Йоста Нобели в Стокгольме. 1919 г.
Дети Эммануила—старшего: Альфред Нобель, Людвиг Нобель, Роберт Нобель
30 августа 1880 года, с вводом в эксплуатацию Александровского моста через Волгу, Сызрань стала достижима и по Самаро-Златоустовской рельсовой магистрали. В результате слияния линий Ряжск — Моршанск, Ряжск — Вязьма и Моршанск — Сызрань была образована Сызрано-Вяземская железная дорога, в 1892-м выкупленная в казну.
Пешеходный мост на станции Сызрань—1. 1904—1905 гг.
В 1891–1893 годах велось строительство Московско-Казанской железной дороги. В 1899-м вступила в строй ее линия Рузаевка — Сызрань протяженностью 307 километров с веткой от Инзы на Симбирск. В результате в городе появилась станция Сызрань-2 с депо на два паровозных стойла, существенно расширенным к 1917-му. В 1909–1913 годах средний годовой грузооборот сызранского железнодорожного узла превышал 4 068 000 пудов, свыше 3 730 000 из которых составляли хлебные грузы.
Освящение и открытие Александровского моста через Волгу. 1880 г.
Развитию железнодорожной сети повышенное внимание уделялось и в советское время, причем в годы Великой Отечественной войны ее роль возросла еще больше.
Строительство Волжской рокады в Приволжлаге. 1942 г. Из фондов Государственного архива России.
В 1942-м, в разгар Сталинградской битвы, за рекордные полгода была возведена прошедшая через Сызрань тысячекилометровая линия от Свияжска до Сталинграда — так называемая Волжская рокада. Ее строительство потребовало возведения моста через Сызранку и двух дополнительных станций — Сызрань-город и Кашпир; Сызрань стала местом пересечения пяти рельсовых магистралей. Вклад сызранских железнодорожников в Победу получил высокую оценку — более пяти тысяч из них были награждены орденами и медалями.
Вид с нижнего бьефа на здание ГЭС перед затоплением котлована. Вторая половина XX в.
В конце 1950-х при возведении Куйбышевской ГЭС была построена ветка, огибающая Самарскую Луку с севера. Так через Сызрань прошла шестая железнодорожная ветка.
Современная Сызрань сохраняет значение железнодорожного узла федерального уровня, который обеспечивает связь Урала, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии с Центром и западными российскими регионами.
Волжская рокада. 1942 г.
В 1884 году в городе возводится помпезное здание вокзала, которое и сегодня служит украшением города, строится паровозное депо, формируется Привокзальная площадь. В июне 1904-го сызранский вокзал посетил Николай II, прибывший на смотр войск перед их отправкой на Дальний Восток. В 1887, 1892 и 1900 годах на вокзале бывал Владимир Ильич Ленин.
Железнодорожный вокзал в Сызрани. Начало XX в.
Сегодня Сызрань-1 — главный пассажирский вокзал города, крупнейшая узловая станция Самарского региона Куйбышевской железной дороги. Оборудованный тремя пассажирскими платформами вокзал принимает поезда дальнего следования, а также пригородные электрички московского (западного) и самарского (восточного) направлений.
Привокзальная площадь. 2014 г. Автор — Константин Байгузин
В здании вокзала установлена православная часовня в честь святителя Николая Чудотворца, на постоянной основе работает выставка художника Сергея Шишкина, а также тематическая музейная экспозиция, посвященная истории Сызрани и ее вокзального комплекса.
Музейная экспозиция
Еще в 1950-х на Привокзальной площади была установлена скульптурная группа «Родные просторы» работы известного советского скульптора-монументалиста Веры Васильевны Исаевой. В 2015 году, к 70-летию Победы, в ближайшем сквере на аллее Памяти был поставлен паровоз-памятник — локомотив Л-5193. Еще один арт-объект украсил площадь в 2021-м. Это модель первого российского паровоза, построенного в 1833 году братьями Черепановыми.
Железнодорожный вокзал Сызрань—1. 2022 г. Автор — Zufar Motygulin
Станция Сызрань-2 сегодня обслуживает грузовые составы.