История заселения и освоения Восточной Сибири неразрывно связана с уголовной и политической ссылкой. Особенно массовый характер она приобрела после того, как в середине XVIII века в России была отменена смертная казнь и заменена вечной каторгой.
До начала XIX века ссылка часто сопровождалась телесными наказаниями, клеймением и членовредительством. К политическим ссыльным такие меры применялись редко.
В конце XVIII — начале XX века в Восточную Сибирь было сослано несколько тысяч активистов польского повстанческого движения.
До начала XIX века ссылка часто сопровождалась телесными наказаниями, клеймением и членовредительством. К политическим ссыльным такие меры применялись редко.
В конце XVIII — начале XX века в Восточную Сибирь было сослано несколько тысяч активистов польского повстанческого движения.
В XIX веке ссылка уголовных и политических преступников в Сибирь рассматривалась прежде всего как средство заселения края при ограничении свободного переселения. Как правило, приговорённые к ссылке, в зависимости от тяжести проступков, распределялись по губерниям и областям Сибири: чем серьёзнее правонарушение, тем дальше на восток направлялся осуждённый.
Политические ссыльные могли относительно свободно получать денежные переводы и другие средства от частных лиц, но их переписка и другие формы общения строго контролировались.
До начала 1860-х годов на Иркутском солеваренном заводе в селе Усолье и на расположенной неподалёку Тельминской суконной фабрике активно использовался труд заключённых и ссыльных. На солеваренном заводе эта практика сохранялась и позже.
Рост производства на этих казённых предприятиях долгое время осуществлялся именно благодаря использованию бесплатной рабочей силы ссыльнокаторжных. В разное время на каторге в Усолье и Тельме, помимо уголовных преступников, трудились осуждённые пугачёвцы, декабристы, новгородские военные поселяне и участники холерных бунтов. После подавления восстаний 1830 и 1863 годов на соляную каторгу попали польские повстанцы.
Многие руководители российской радикальной оппозиции второй половины XIX — начала XX веков, начиная с Н. Г. Чернышевского, отбывали каторгу и ссылку в Усолье. Отбыв срок, ссыльнокаторжные становились поселенцами и вольнонаёмными рабочими, жителями села Усолье.
Лишь к концу XIX века труд заключённых перестал использоваться на усольских и пригородных промышленных предприятиях. Однако, к сожалению, он вновь появился в конце 1930-х годов, когда в окрестностях города был создан печально известный Услаг.
Двадцать одно отделение более крупного Китойлага насчитывало примерно 12–16 тысяч человек, размещённых в окрестностях и в самом городе. В период с 1941 по 1954 годы эти люди были вынуждены трудиться на сользаводе, заводе «Усольмаш», клейзаводе, а также участвовали в строительстве химфармкомбината, новых цехов химкомбината, городского Дворца культуры и Дома культуры, жилья и железнодорожных путей. Кроме того, они занимались добычей стройматериалов.
Таким образом, доля подневольного труда заключённых в развитии Усолья в XVIII–XX веках была весьма значительной.