В 1947–1953 годах Салехард был центром строительства железнодорожной трассы Чум — Игарка. Строительство велось силами заключенных. После смерти Иосифа Сталина основная часть путей была заброшена. Недостроенная трасса имеет неофициальное название «мертвая дорога».
22 апреля 1947 года Совет Министров СССР принял решение о строительстве на левом берегу Обской губы, в районе села Мыс Каменный, морского порта — базы Северного военно-морского флота. Сюда планировалось подвести железную дорогу протяженностью около 500 километров от станции Чум Северо-Печорской магистрали. Проект был принят по инициативе И. В. Сталина для освоения полярных районов и защиты северного побережья Сибири.
Строители Трансполярной магистрали. Середина XX в.
Вольнонаемной рабочей силы в малонаселенном и слабо освоенном регионе не было. Строительство было возложено на Главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), входящее в систему ГУЛАГа. В апреле 1947 года было создано строительство № 501 с центром в поселке Абезь на реке Печоре.
Строители Трансполярной магистрали. Середина XX в.
В мае 1947 года прокладка дороги началась, и уже к началу декабря 1947 года открылось рабочее движение на участке Чум — Собь протяженностью 118 километров. К этому времени стало понятно, что из-за малых глубин проход морских судов по Обской губе невозможен. Для морского порта в январе 1949 года определили новое место — город Игарку на Енисее.
Строители Трансполярной магистрали. Середина XX в.
Трансполярная магистраль. Середина XX в.
Это решение кардинально изменило проект. Строительство порта в Обской губе и железной дороги Чум — Мыс Каменный было остановлено. С начала 1948 года силы были брошены на прокладку ветки от Чума до Лабытнанги, селения на левом берегу Оби напротив Салехарда. Далее магистраль должна была идти от Салехарда на правом берегу Оби через поселок Ермаково на левом берегу Енисея к порту Игарка на правом берегу Енисея. Строившуюся железную дорогу от Чума до Игарки часто называют Трансполярной магистралью.
Открытие станции Салехард. 1949 г.
5 февраля 1949 года строительство № 501 было разделено: строительство № 501 с центром в Салехарде прокладывало западную часть трассы Чум — Лабытнанги — Салехард — Пур, строительство № 503 с центром в Ермакове прокладывало восточную часть трассы Пур — Ермаково — Игарка. Обе стройки шли навстречу друг другу. Предполагалось их соединить на реке Пур, близ поселка Уренгой. Летом 1952 года последовала новая реорганизация: строительства № 501 и № 503 объединялись в единое строительство № 501 ГУЛЖДС МВД СССР.
Строительство Трансполярной магистрали. Середина XX в.
Трасса протяженностью 1459 километров шла по безлюдным местам: между Салехардом и Ермаково было лишь четыре поселка: Юган, Надым, Уренгой и Янов Стан. Через каждые 40–60 километров строились станции, через каждые 9–14 километров — разъезды, возводились депо на десяти крупных станциях. Для переправы через Обь и Енисей в 1952 году были доставлены железнодорожные паромы. От Салехарда до Игарки вдоль трассы протянули телефонно-телеграфную линию, работавшую впоследствии до 1980-х годов. В 1955 году планировалась сдача дороги в эксплуатацию.
Строительство, к которому были привлечены около 80 тысяч заключенных, велось в крайне сложных условиях — в необжитой болотистой тундре с суровым климатом. О количестве погибших в ходе работ точных данных нет, предположительно, их было несколько тысяч.
Паровозы на железнодорожной трассе Салехард – Игарка
Железнодорожная трасса Салехард – Игарка
Железнодорожная трасса Салехард – Игарка
Министерский мост через реку Пензеръяха
Железнодорожная трасса Салехард – Игарка
После смерти Иосифа Сталина работы остановили, а 10 ноября 1953 года Совет Министров СССР принял решение о прекращении строительства. По трассе Чум — Игарка уже было уложено 848 километров пути, из которых был достроен и в 1955 году введен в строй лишь участок Чум — Лабытнанги (196 километров). Оказались заброшенными участки железной дороги с уложенными рельсами Салехард — Пур и Янов Стан — Игарка общей протяженностью 652 километров. На участках Салехард — Надым и Янов Стан — Ермаково уже было открыто рабочее движение. Не успели уложить рельсы лишь на участке Пур — Янов Стан (611 километров). При этом значительная часть земляного полотна была готова. Общие затраты на строительство составили 42 миллиарда рублей.