С дачным поселком Пушкино связано создание Художественно-Общедоступного театра, с 1901 года носящего название Московский художественный театр (МХТ), а с 1919-го — Московский художественный академический театр (МХАТ).
21 июня 1897 года в Москве, в ресторане «Славянский базар», состоялась встреча актера и режиссера Константина Сергеевича Станиславского (настоящая фамилия — Алексеев) с драматургом и педагогом Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко для переговоров о создании Художественно-Общедоступного театра. «Мы начали эту историческую беседу в два часа дня и окончили уже у него на даче в восемь часов утра», — вспоминал Немирович-Данченко. Дачей он называет усадьбу Любимовку близ Пушкино, принадлежавшую родителям Станиславского.
Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко
14 июня 1898 года труппа будущего театра собралась в Пушкино на даче члена Общества искусства и литературы Николая Николаевича Архипова. После молебна Станиславский выступил перед артистами с речью о создании нового театра.
Дача Николая Николаевича Архипова
Для труппы было снято несколько дач в Пушкино, Станиславский жил в Любимовке, ежедневно приезжая на дачу Архипова. Здесь с 15 июля по 14 октября 1898 года проходили репетиции спектаклей «Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Антигона» и других.
Сцена из спектакля «Чайка»
«Довольно большой деревянный барак, состоящий из двух почти одинаковых частей; одну часть занимает сцена, другую — зрительный зал… Занавес сшит из такой материи, из какой крестьяне шьют себе рубахи… Вот наш храм Мельпомены», — писал Всеволод Эмильевич Мейерхольд.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд
За день репетировали две пьесы: первую — с одиннадцати утра до пяти часов, вторую — с восьми до одиннадцати часов вечера. Артистам предстояло не только запомнить свои роли, но также сплотиться в единый коллектив и понять новаторские принципы, на которых будет строиться деятельность театра. Поэтому, как отмечал Станиславский, «в первое время репетиции превратились в практические классы и теоретические лекции. Одних приходилось ободрять и подталкивать, других умерять и подчинять своему авторитету, третьим объяснять задачи искусства, четвертых учить ходить и говорить на сцене». Возникали трудности, связанные с личными трениями между артистами, материальными проблемами и неопытностью руководителей театра.
Не обходилось без курьезов. Станиславский рассказывал: «Уборкой нового помещения заведовали мы сами, то есть артисты, режиссеры, члены администрации, которые дежурили по установленной очереди… Мой дебют оказался неудачным, так как я наложил углей в пустой, не наполненный водой самовар, он распаялся, и я оставил всех без чая. Кроме того, я не научился еще мести пол, владеть совком, в который собирается пыль, быстро обтирать стулья».
Все трудности были преодолены, и 14 октября 1898 года в Москве состоялась премьера первой пьесы Художественно-Общедоступного театра — трагедии Алексея Константиновича Толстого «Царь Федор Иоаннович».
1. Московский Художественный театр второй (МХАТ-2). 1930-1935 гг.
2. Сцена из спектакля «Царь Фёдор Иоаннович». 1898 г.
Источник: © Фотобанк Фотодженика
Источник: © Портал «История.РФ»
Источник: © Информационный портал «Uznayvse.ru»
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»
Источник: © Электронное периодическое издание «Псковская Лента Новостей»
Источник: © Государственный музей имени А. А. Бахрушина